Кинематограф богат на всяческие истории о конце света и вымирании человечества. Сейчас же для новых сюжетов есть благодатная тема. Готовы поспорить, что пока пессимисты трубят о надвигающейся эпидемии вируса Эбола, а оптимисты уверяет, что все дело в заговоре фармацевтических корпораций, Голливуд подумывает над новыми фильмами, где смертоносная зараза косит всех подряд. Пока мы не видим афиши с чем-то вроде «Эбола 3D», предлагаем вспомнить десятку лучших фильмов, поднимавших тему борьбы человека с эпидемиями.

Откуда вирус: вирус Мотаба от привезенной из Заира в Калифорнию обезьянки.

Как передается: через укус, через поцелуй, после мутации может распространяться как вирус гриппа.

С одной стороны, этот фильм очень легко обвинить в сценарной предсказуемости, ведь схема фильма довольно банальна (как по нашим временам): есть военные, которые втайне разрабатывают биологическое оружие, есть неконтролируемый носитель вируса (обезьянка-капуцин), есть один злодей, несколько бравых ребят, а также угроза глобальной безопасности. С другой стороны, это не только один из первых столь масштабных фильмов-катастроф на «вирусную» тематику, но и очень ладно скроенная картина с интригой и неплохой драматургией.

Откуда вирус: легочная чума, привезенная в Новый Орлеан нелегальным мигрантом с Португалии.

Как передается: воздушным путем, при близком контакте с зараженным. Стремительно распространяется.

Эта картина считается классикой нуар-фильма, но ее также можно рассматривать и как прародителя картин о массовых смертельных вирусах. Да, тут нет фантастической составляющей и инопланетян, зато есть очень достоверный показ самого механизма борьбы с массовой эпидемией в условиях большого города. Главный герой картины — бесстрашный медицинский чиновник, который ценой собственного здоровья и даже семьи спасает город от несчастья. Интересно также, что роль злодея тут исполнил известный актер украинского происхождения Джек Пэланс (или Владимир Иванович Палагнюк), для которого «Паника на улицах» стала первой большой работой в Голливуде.

Откуда вирус: от лабораторного шимпанзе, освобожденного активистами по защите прав животных. Вирус похож на лихорадку Эбола.

Как передается: через укус зараженного, который становится зомби уже через 20 секунд.

Возможно, лучший фильм о массовых заражениях, в котором впервые появились так называемые «быстрые зомби». Британский режиссер Дэнни Бойл создал очень запоминающий визуальный ряд фильма, которому добавило правдоподобности то, что картина снималась в реальном Лондоне (без использования декораций). Фильм стал одним из первых такого масштаба, почти полностью снятых на «цифру». Сам Бойл отмечал некоторое влияние на себя знаменитой трилогии Ромеро о мертвецах.

Откуда вирус: последствия глобальной чумы, вызвавшие вампиризм, поразивший живых, мертвых и даже животных.

Как передается: через кровь. Пораженные чумой вампиры в поисках свежей крови орудуют только ночью и боятся запаха чеснока.

Первая экранизация знаменитого романа Ричарда Мэтисона «Я — легенда» (последующие экранизации — «Человек Омега» и «Я — легенда!»), повлиявшего на увлечение зомби и вампирами в массовой культуре. Фильм снимался в Риме, а изначально его режиссером предполагался легендарный немецкий постановщик Фриц Ланг. Главную роль исполнил один из королей фильмов ужасов — Винсент Прайс, но сам автор романа оказался недоволен его исполнением и изменениями в сценарии. Несмотря на некоторые недоработки в постановке, фильм оказал большое влияние на индустрию фильмов ужасов вообще и фильмов о вирусах и зомби в частности.

Откуда вирус: подверженные мутации кристаллы из потерпевшего крушение военного спутника. Спутник разыскивал в космосе новые микроорганизмы для создания бактериологического оружия.

Как передается: через кровь с определенными показателями pH.

Этот фильм Роберта Уайза, снятый по одной из ранних книг известного писателя Майкла Крайтона, коренным образом отличается от многих подобных по сюжету фильмов. Здесь нет погонь, перестрелок и убийств, а вторжение вируса на Землю очень тихое. Пораженные не нападают на других людей и не агрессивны. Основное действие фильма происходит в лаборатории, где лучшие ученые мира, оперируя научными фактами и догадками, пытаются разгадать природу вируса. Фильм довольно точный с научной точки зрения, что объясняется хорошим медицинским и антропологическим образованием автора.

Откуда вирус: из радиоактивных частиц вернувшегося с Венеры космического аппарата.

Как передается: оживляет мертвецов и передается через их укусы.

Этот фильм американца кубино-литовского происхождения Джорджа Ромеро считается настоящей классикой мирового кино, и от момента премьеры обзавелся пятью прямыми продолжениями, четырьмя ремейками, а также бесчисленным множеством пародий и цитат. Снятый за смешные деньги (всего $114 тыс.) фильм стал не только хитом проката, причиной многих скандалов, но и породил моду на зомби-муви. Изначально он был задуман комедией, однако в процессе подготовки к съемкам приобрел более серьезную интонацию. Сам же режиссер вдохновлялся романом Ричарда Мэтисона «Я — легенда» и его первой экранизацией 1964 года. Ромеро не столько ставил задачу напугать, сколько продемонстрировать взаимоотношения между людьми.

Откуда вирус: результат неудачных опытов доктора Эмиля Хоббса, разработавшего из афродизиаков и вирусов венерических болезней организм-паразит, который должен вернуть слишком рациональному современному человеку тягу к плоти и насилию.

Как передается: половым путем и не только.

Полнометражный кинодебют в будущем знаменитого канадского режиссера Дэвида Кроненберга вначале был принят однобоко, лишь как одномерный фильм ужасов с элементами порнографии, вызвавший жаркие дискуссии в канадском обществе. А поскольку частично финансировался из бюджетных средств, то даже обсуждался в парламенте страны. И только некоторое время спустя на фильм начали смотреть совсем иначе. Например, некоторые усматривают в фильме прогнозы появления СПИДа и засилья насилия и секса в массовой культуре. «Судороги», снятые на стыке трэш-стилистики и медицинского триллера, до сих пор остаются в статусе культового и считаются одним из первых независимых канадских фильмов ужасов. Интересно, что этот полуэкспериментальный фильм вдохновил сценариста «Чужого», куда перекочевали многие наработки Кроненберга.

Откуда вирус: происхождение вируса неизвестно.

Как передается: разными способами, также подвергается мутациям после контактов с животными (летучая мышь, свинья) и человеком.

Стивен Содерберг снял, пожалуй, самый реалистичный и актуальный фильм о массовых эпидемиях в мире. За свою научную точность он удостоился похвальных откликов от многих ученых. Содерберг показывает изнутри весь механизм работы крупнейших мировых организаций по охране здоровья. Множество специальной информации, цифр, статистики превращают картину в почти документальный фильм-катастрофу. То есть, ее сценарий очень реалистичный, а настоящая эпидемия может развиваться по схожим законам.

Откуда вирус: из лаборатории известного вирусолога, выпущен на свободу его ассистентом доктором Питерсом.

Как передается: через воздух.

Сценарий этого фильма написал Дэвид Уэбб Пиплз, который также был соавтором сценария легендарного «Бегущего по лезвию». А вдохновила его на такой сюжет короткометражка Криса Маркера 1962 года «Взлетная полоса». Игры со временем и возвращение в прошлое — это как раз те мотивы, которые лучше всего характеризуют фильм Терри Гиллиама, в котором, кроме, собственно, проблемы вируса и эпидемии, поднято много социально-общественных и философских вопросов: ответственности ученых, стремления власти к тотальному контролю, консюмеризма и прочего.

Откуда вирус: из подпольной лаборатории на верхнем этаже жилого дома, где искали вакцину для загадочно заболевшей португальской девушки.

Как передается: предположительно через кровь, действует также на животных.

Фильм стилизован под любительскую репортажную съемку, которая будто случайно запечатлевает реальные события. Считается одним из наиболее удачных произведений в этом стиле. «Репортаж» мгновенно стал хитом среди любителей жанра хорроров, почти сразу обзавелся американским ремейком («Карантин») и позже двумя продолжениями, первое из которых мало в чем уступает оригиналу.