Зомби появились в кино еще в 30-е годы прошлого века, и с тех пор о живых мертвецах была снята масса фильмов. Но как разобраться во всем этом ассортименте и найти лучшее из лучшего? Для этого oKino.ua составило для вас список ярких, увлекательных и культовых фильмов о зомби.

Ночь живых мертвецов

Первый фильм Джорджа Ромеро, который стал культовым практически сразу после премьеры. Появившись на экранах в 1968 году, эта чёрно-белая лента, снятая всего за $114 тыс., перевернула представление о хорроре. Ромеро создал предельно реалистичную, брутальную и увлекательную картину, помахав рукой на прощание средневековым замкам и картонным декорациям. Только в США «Ночь живых мертвецов» собрала $12 млн — столь огромная по меркам того времени касса была успехом не только для подобных независимых фильмов, но и для популярного кино. «Почему раньше никто этого не делал?» — вот о чем думал Ромеро, разбрасывая куски плоти на съёмочной площадке. В то время среди кинематографистов существовало неписаное правило: нельзя показывать, как нож режет тело, как зубы прокусывают шею — все ограничивались лишь намеком, тенью убийцы. Так что Ромеро был первым, кто показал смерть в почти документальной манере. Так изменилось лицо хоррора в кино, который с тех пор стал более физиологичным и, как следствие, более пугающим.

Обитель зла

Японцы из компании Capcom не скрывают, что источником вдохновения для их многосерийной видеоигры «Обители зла» была классическая трилогия Ромеро («Ночь живых мертвецов», «Рассвет мертвецов» и «День мертвецов»). Шумный успех мертвецов, порожденных злобной мега-корпорацией Umbrella, подтолкнул продюсеров на то, чтобы взяться за эту франшизу. Для экранизации позвали Пола У. С. Андерсона, снявшего киноверсию «Смертельной битвы». Гламурная Милла Йовович, спецназ с большими пушками, отличный грим и эффектные мертвецы, бегающие под превосходную музыку Мэрилина Мэнсона и Марко Белтрами — такое просто не может оставить равнодушным. При бюджете в $33 млн первая «Обитель зла» «скосила» целых $102 млн. Так родилась самая успешная франшиза в жанре зомби-боевика.

Зомби по имени Шон

Невероятно смешная комедия Эдгара Райта с Саймоном Пеггом и Ником Фростом в главных ролях сохраняет всю прелесть зомби-атмосферы. Фильм понравился даже самому Джорджу Ромеро, который после этого стал приглашать Саймона Пегга на эпизодические роли в свои картины. Сам же Эдгар Райт называет свое детище «романтической комедией с зомбарями», но романтикой он вовсе не ограничивается. «Шон» подтрунивает над всем, чем только можно: над типично британским способом жизни, над семейными ценностями, над глупостью обывателей и мелочностью их мышления.

28 дней спустя

«Поднажмем, ребята!» — подумал Дэнни Бойл и снял кино с быстроногими мертвяками. В этот раз чума пришла в Англию. Зомби здесь не совсем «живые мертвецы» — это люди, заразившиеся вирусом «Ярость», и их поведение меняется соответственно этому названию. Человек не узнает своих близких, он будто сходит с ума и все, чего он хочет — это убивать-убивать-убивать! «28 дней спустя» — отличный фильм с Киллианом Мерфи, который существенно отличается по атмосфере от американских образцов жанра. В то же время, выход фильма состоялся незадолго после атаки террористов на башни-близнецы в США, так что социальная тревога и страх, отображенные в фильме, задели американцев за живое — «28 дней спустя» неожиданно стал хитом проката.

Добро пожаловать в Зомбилэнд

Очень веселая комедия от Рубена Флейшера с участием Вуди Харрельсона и Джесси Айзенберга. Этот фильм напоминает американские горки: бравый Таллахасси (Вуди Харрельсон) колесит по стране в компании симпатичных близняшек, отстреливает неугодных ему мертвецов и тусуется с Биллом Мюрреем. Кстати, эпизод с Мюрреем стал едва не легендарным — это одна из самых смешных сцен во всём комедийном жанре. Зомбилэнд — отличное кино в своем жанре, но тут не найти подтекста или интеллектуальных шуток, которыми богат тот же «Зомби по имени Шон».

Рассвет мертвецов

Ремейк одноименного фильма Джорджа Ромеро от Зака Снайдера. Главный на сегодня режиссер экранизаций DC Comics снял превосходное динамичное кино — наверное, более драйвового зомби-боевика не сыскать. Отличное развлекалово с хорошими спецэффектами, неплохим актерским составом и запоминающимся гримом — вот что это за лента. И все же что-то потерялось при конвертации старинки в новинку. «Фильм оказался лучше, чем я ожидал... Первые 15-20 минут прекрасны, однако дальше смысл пропадает и всё становится похожим на видеоигру», — сказал о «Рассвете мертвецов» этом сам Ромеро, и был прав.

Репортаж

Очередное новшество в зомби-мифологию привнесли Жауме Балагуэро и Пако Пласа (режиссер и сценарист этого испанского хита). В их ленте полчища зомби плодит не вирус, а нечистая сила. «Репортаж» повествует об очаге странной болезни, замеченной в многоэтажном здании одного из мегаполисов. Журналисты, падкие на сенсации, собираются на месте происшествия, но их любопытство к добру не приводит. То, что доведётся увидеть зрителю — шокирует. Снятый в манере псевдо-документального кино, «Репортаж» делает живых мертвецов еще реальнее — еще немного, и они полезут наружу, в наш мир. Испанские мертвяки просто-таки неописуемо жуткие.

О смерти, о любви

«Зомби, пушки и секс, о да!» — так звучит слоган этой «ужасной» комедии режиссера Микеле Соави, ученика итальянского хоррор-маэстро Дарио Ардженто. Этот фильм — просто пир для любителей жанра. Блестящий юмор, тонкий стеб, классные девчонки и крутой супергерой, поражающий зомбаков выстрелами в голову — всем этим просто-таки наслаждаешься во время просмотра. С ролью Франческо Делламорте идеально справился Руперт Эверетт, а его уродливого и немого напарника сыграл гений музыки Франсуа Хаджи-Лазаро. Ну, а неотъемлемую в таких картинах сексуальную красотку исполнила Анна Фальчи. Несмотря на крайнюю несерьезность картины, заканчивается она философски и неоднозначно, что редко для фильмов о зомби.

Зловещие мертвецы

Для известного своими «человеками-пауками» Сэма Рэйми эта картина стала полнометражным дебютом. Он снял её в 21 год всего за $305 тыс. История крайне проста: пять студентов колледжа поселяются в заброшенной хижине в лесу, где в подвале находят разнообразные страшные артефакты. Ну, а ночью начинается ад. Фильм пришелся на самую жаркую для зомби десятилетку — в 80-е, когда о живых мертвецах снимали больше всего лент. Ужастик окупил себя всемеро и принёс Рэйми быструю славу и кинофраншизу, ставшую его визитной карточкой на долгие годы.

Реаниматор

Стюарт Гордон снял «Реаниматора» после того, как вдруг увлекся рассказами Говарда Лавкрафта и решил перенести одно из его творений на экран. Получилось это, скажем прямо, здорово. Ленту сняли всего за 18 дней, под шутки и розыгрыши всех участников процесса. И самого Гордона после выхода фильма стали называть не иначе как Реаниматор.