Впервые мы обратили внимание на этого актера в культовом «Донни Дарко», затем у него была целая серия неплохих ролей, нелепый провал в «Принце Персии», триллеры Дени Вильнева и кардинальная смена актерского амплуа. На неделе в украинский прокат выходит «Стрингер» — триллер, в котором Джейк Джилленхол совершенно не похож на себя прежнего — и это отличный повод пройтись по его фильмографии.

Стрингер

Один из самых недооцененных фильмов прошлого года и лучшая роль в карьере Джейка Джилленхола. Его герой — Луи Блюм — некоммуникабельный оператор-одиночка, потерявшийся между реальностью и вымыслом. Для него нет ничего святого и ради своей цели — снять горячий материал — он готов абсолютно на все. Символично, что сам фильм — это, прежде всего, отличная критика современных СМИ, а Джилленхол в нем напоминает скорее уличного психопата, от одного взгляда которого становится не по себе, чем известного всем героя «Донни Дарко».

Горбатая гора

Этот фильм о любви двух ковбоев стал главным событием 2005 года и был номинирован сразу на восемь «Оскаров», получив, правда, только три. Тогда многие утверждали, что у Хита Леджера буквально украли статуэтку, и про Джилленхола, также претендовавшего на награду, говорили, что он вполне заслуживал звания лучшего актера второго плана. Для нас же «Горбатая гора» останется в фильмографии Джейка как самая нетипичная и вместе с тем наиболее сильная роль до начала его актерского перевоплощения («Стрингер», «Левша»).

Донни Дарко

До того как сыграть в «Донни Дарко», Джилленхол уже успел появиться в шести фильмах. Но именно триллер Ричарда Келли сделал из него новую надежду Голливуда. Его герой здесь — современный Холден Колфилд. Он также немного безумен, одинок и по-юношески раним. Но главное, как и герой Сэлинджера, Донни пытается бороться против лицемерия этого мира и также терпит маленькое поражение.

Зодиак

Большинство героев Джейка Джилленхола похожи между собой. Так, легко представить, что Донни Дарко при других обстоятельствах мог бы вполне превратиться Луи Блюма из «Стрингера». Или наоборот — мог побороть свое небольшое безумие и стать журналистом из фильма «Зодиак». Всех этих героев объединяет одержимость своими идеями, ради которых они готовы на все. При этом в «Зодиаке» именно благодаря такой одержимости удается вплотную приблизиться к разгадке одного из самых загадочных убийц Америки.

Пленницы

Изначально роль детектива Локи в этом фильме должен был сыграть Леонардо ДиКаприо, но он из проекта выбыл, а вакантное место занял Джейк Джилленхол. В «Пленницах» у него скорее вторая по значимости роль после Хью Джекмана. Дочь главного героя похищает неизвестный, а детектив Локи берется за это расследование, но пока полиция бездействует, отец сам пытается найти виновного. Персонаж Джейка здесь — практически безэмоциональный коп, но среди его актерских плюсов умение даже за каменным лицом показать отчаяние человека, который не в силах что-либо сделать в страшной трагедии.

Морпехи

«Морпехи» вышли практически одновременно с «Горбатой горой» и остались в тени фильма Энга Ли. Тем не менее это довольно необычная картина о войне и экзистенциальном опыте человека, вынужденного пережить на себе все фронтовые ужасы. Джилленхол играет главную роль — реально существующего морского пехотинца Энтони Суоффорда, по книге которого и снят фильм. Суоффорд в свое время прошел кампанию в Персидском заливе. В «Морпехах» же мы видим историю одного взвода и их нелегкий путь по пустыне, с вечно палящим солнцем, горячим песком и вражескими солдатами, которые могут появиться из ниоткуда в самый неожиданный момент.

Патруль

Довольно необычный фильм о двух патрульных и их семьях, снятый в стилистике документального репортажа. У Джейка в фильме роль напыщенного копа, который вместе со своим напарником (Майкл Пенья), патрулирует улицы и занимается, в общем-то, самыми обычными полицейскими делами. Его герой постепенно раскрывается, и за маской обычного мачо проявляется целая драма. В этой трансформации и состоит главная актерская заслуга Джилленхола. Вот только, несмотря на сильную актерскую игру и визуальную оригинальность для кино (на ТВ все же такого хватало и раньше), «Патруль» имел откровенно слабый сценарий и больше напоминал нарезку из реалити-шоу про копов, чем полноценный фильм. И это притом, что поставил его Дэвид Эйр, написавший некогда сценарий к «Тренировочному дню».

Исходный код

Довольно неглупый триллер, заставляющий вспомнить и «День сурка», и «Дежа Вю». Герою Джейка вновь и вновь приходиться переживать один и тот же эпизод. Его цель — найти террориста и предотвратить взрыв. В отличие от упоминаемых выше фильмов в «Исходном коде» все это происходит не в реальном времени, а в подсознании героя, чей мозг подключен к программе, воссоздающей реальность.

Враг

Второй подряд фильм Джилленхола вместе с канадским режиссером Дени Вильневом. Если «Пленницы» тяготели к классическим триллерам о похищении, то «Враг» — это странный нуар, напоминающий ленты Дэвида Линча (сам фильм к тому же снят по одноименному роману Жозе Сарамаго, смешивавшего реалистические сюжеты с фантастикой). Главный герой — скромный преподаватель истории берет в прокате фильм, в котором в одном из актеров узнает самого себя. С этого момента, собственно и начинается череда странных ситуаций, смысл в которых раскрывается только после неоднократного просмотра картины.

Братья

Ремейк одноименного шведского фильма от режиссера Джима Шеридана. Джилленхол играет одного из братьев (второй — Тоби Магуайр), между которыми возникает конфликт из-за женщины. Пока герой Магуайра считается пропавшим без вести в Афганистане, его брат — раздолбай и бывший зек — берет на себя заботу о его жене. Со временем между ними вспыхивает любовь, отчего возвращение мужа оказывается, мягко говоря, некстати. Сам фильм, конечно, выглядит излишне сентиментальным, а Тоби Магуайр явно не тянет на роль ветерана войны, но Джилленхол здесь на высоте, хотя и играет все того же вечного Холдена Колфилда, жизнь которого в какой-то момент пошла под откос.