9 июля Тому Хэнксу исполняется 60 лет. Он начинал с веселых комедий, затем легко переключился на серьезные драмы. Его дважды награждали «Оскаром», называли главным актером 90-х, а со временем и вовсе окрестили живой иконой. К сегодняшнему юбилею Тома Хэнкса oKino.ua вспоминает десятку его лучших актерских работ.

Всплеск

До того как появиться в этом фильме Рона Ховарда, Хэнкс успел отметиться ролями в незначительных сериалах и участием в хорроре «Он знает, что вы одни». «Всплеск» же был трогательным ромкомом, в котором речь шла о русалочке (Дэрил Ханна), оказавшейся в современном Нью-Йорке. Именно здесь она искала своего возлюбленного — бедолагу, которого до этого спасла. Его, собственно, и играл 28-летний Хэнкс, и именно эта роль стала его выигрышным билетом в большое кино.

Большой

Если Рон Ховард открыл миру Тома Хэнкса, то Пенни Маршалл практически сделала его любимцем Америки. «Большой» стал их первым совместным фильмом. Хэнкс играл здесь прообраз Форреста Гампа — 12-летнего мальчика, оказавшегося в теле 30-летнего мужчины. За подобное перевоплощение он был впервые номинирован на «Оскар», а Пенни Маршалл стала первой женщиной-режиссером, чей фильм собрал в прокате больше $100 миллионов.

Их собственная лига

В другой совместной работе с Маршалл Хэнксу досталась роль тренера женской команды по бейсболу. Сам фильм вновь был доброй комедией и очередной вариацией на тему «а что, если». В данном случае рассказывалось о временах Второй мировой войны, когда все мужчины оказались на фронте, а женщины под патронатом известного бизнесмена создали свою собственную бейсбольную лигу.

Неспящие в Сиэттле

С начала 90-х в актерской работе Хэнкса начал проявляться драматизм, совмещенный, правда, еще с комедийной составляющей. Сначала Том отметился в фильме Брайана Де Пальмы «Костер тщеславий», а затем появился в ленте Норы Эфрон «Неспящие в Сиэттле». В этом классическом ромкоме его герой тяжело переживал смерть жены, в одиночку воспитывал сына и стараниями последнего находил свою любовь — сначала по переписке, а затем и в реальной жизни.

Филадельфия

Параллельно с лентой Эфрон Хэнкс появился в драме Джонатана Демме — и эта роль, пожалуй, и сегодня остается одной из сильнейших в его актерской карьере. В фильме он играл молодого адвоката, умирающего от СПИДа. Доживая свои последние дни, он бросает все силы на борьбу за равные права — вне зависимости от социального положения, цвета кожи и сексуальной ориентации. Ради этой роли актер похудел на 12 килограммов и, в конечном счете, получил свой первый «Оскар».

Форрест Гамп

Второй «Оскар» достался актеру год спустя за роль в драме Роберта Земекиса. Фильм мгновенно стал всенародным хитом, получил шесть золотых статуэток, а Хэнкс за две подряд выдающиеся роли — статус лучшего актера своего поколения. В «Форресте Гампе» зритель буквально поочередно плакал и смеялся. Хэнкс же передавал весь драматизм своего героя и событий, в которых тот абсурдным образом оказывался, через трогательный образ неунывающего паренька с низким уровнем IQ. Удержаться от эмоций здесь было просто невозможно.

Спасти рядового Райана

Каждый значительный актер должен хоть раз в жизни сыграть в военном фильме. Хэнкс сделал это под предводительством самого Стивена Спилберга. Картину «Спасти рядового Райана» можно легко обвинить в излишней сентиментальности и даже пафосности, но это все равно не портит впечатления от фильма — как минимум, от его первого просмотра и от игры Хэнкса, закрепившего, таким образом, статус любимца Америки.

Зеленая миля

Последняя выдающаяся роль Хэнкса в действительно большом кино. В экранизации Стивена Кинга он сыграл Пола Эджкомба — начальника в блоке смертников тюрьмы «Холодная гора». Однажды сюда попадает странный гигант Джон Коффи, незаслуженно приговоренный к высшей мере наказания. Несмотря на всю симпатию к нему, Эджкомбу не остается ничего, как выполнять свою работу до конца. Странным образом, за эту роль Хэнкс не был удостоен никакой награды, а фильм, будучи номинированным на четыре «Оскара», так ничего и не получил.

Изгой (2000)

Второе сотрудничество Тома Хэнкса и режиссера Роберта Земекиса оказалось не настолько успешным как «Форрест Гамп», но успело принести неплохие сборы и весьма ожидаемую зрительскую любовь. Весь фильм держался исключительно на одном Хэнксе, который ради роли современного Робинзона Крузо сбросил 20 килограммов и отрастил внушительную бороду. За это он получил награду «Золотой глобус», но в битве за «Оскар» неожиданно уступил Расселу Кроу в «Гладиаторе».

Терминал

Странным образом, но все фильмы Спилберга с Томом Хэнксом основаны на реальных исторических фактах или домыслах вокруг них (включая недавний «Мост шпионов»). Даже в их единственном комедийном проекте в основу сюжета легла реальная история — об иранце Мерхане Кариме Нассери, который в 1988 году из-за утери документов буквально застрял в парижском аэропорту Шарля Де Голля. Первыми эту историю экранизировали сами французы, но версия Спилберга-Хэнкса подкупает, прежде всего, своей искренностью.