Официальная история кино бывает жестока. В ней навсегда остаются победители, но имена проигравших быстро стираются из памяти. Только за последние десять лет мы видели целое множество примеров того, как отличные фильмы были незаслуженно проигнорированы в прокате, а после — благополучно забыты. Самый яркий пример подобного — «Стрингер», который практически проигнорировали на топовых кинопремиях и который только через год после премьеры добрался до украинских кинотеатров.

Стрингер

Фильм Дэна Гилроя – это «Автокатастрофа» нынешнего десятилетия. Кинолента Дэвида Кроненберга была отличным слепком 90-х – с его тягой к избыточности, насилию и сексу. Она вызывала отторжение, шокировала и казалась умышленно неприятной. Последнее можно сказать и о «Стрингере». С той лишь разницей, что фильм Гилроя говорит уже о нашем времени с цифровыми технологиями, человеческой бездушностью и СМИ, которые давно превратились в машину по производству шок-материала.

Приколисты

Джудд Апатоу — это голос целого поколения, как его однажды окрестила Лина Данэм. Но вместе с тем он еще и король современных комедий с шутками ниже пояса. «Приколисты» — самый нетипичный, умный и амбициозный фильм режиссера, который оказался полностью проигнорирован зрителями. Многие ждали обычную комедию, на деле же вышел странный гибрид, где традиционные апатовские шутки соседствовали с настоящей драмой, разговоры о гениталиях сменялись размышлениями о профессии, а Адам Сэндлер впервые за долгие годы казался нормальным человеком.

Лок

Режиссер Стивен Найт — персонаж загадочный. На его счету сценарии к целой серии неплохих мужских фильмов вроде «Порока на экспорт» и две странные режиссерские работы — «Эффект колибри» и «Лок». В первом из традиционного боевика с Джейсоном Стэйтемом Найт сделал грустную драму о ветеране-спецназовце, влюбленном в монашку. Во втором просто посадил Тома Харди в машину и снял крутой медитативный боевик, в котором, на самом деле, ничего не происходит.

Список смертников

Самый странный британский фильм последнего десятилетия. Его режиссер Бен Уитли долгое время работал на британском ТВ, где снимал оригинальные скетч-шоу. Затем он собрал всех своих коллег и вместе с ними начал осваивать кино. «Список смертников» — его второй режиссерский опыт и настоящий привет культовому британскому триллеру «Плетеный человек». Из обычной бытовой драмы фильм на наших глазах превращается в сплошную галлюцинацию, полную насилия, а в конце просмотра остается только один вопрос: «Что это только что было?».

Ограбление казино

В этом стильном триллере Эндрю Доминика были все составляющие великого кино: актер-звезда (Брэд Питт), хорошая история, отличная картинка, стильный саундтрек и актуальные вопросы о современной политической или социальной ситуации. Но подобно дебютной работе режиссера, «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», фильм так и не нашел своего зрителя. Кто-то видел в нем сценарные прорехи, кто-то обвинял в излишней политизированности. Как бы там ни было, выйдя в прокат в 2012 году, уже год спустя «Ограбление казино» оказалось всеми совершенно забыто.

Исходный код

Карьера Дункана Джонса, сына певца Дэвида Боуи, во многом схожа с историей Эндрю Доминика. Его первый фильм, «Луна 2112», хвалили критики, но не очень поняли обычные зрители. Вторая попытка — «Исходный код» — имела собственную звезду (Джейк Джилленхол), стильную киноманскую обертку и довольно умный и актуальный сюжет. И также потерпела неудачу в прокате. Вот только в отличие от поклонника криминального кино Доминика, Джонс — специализируется на фантастике. Его оригинальный стиль тут же оценили голливудские продюсеры, и в данное время он занят над экранизацией компьютерной игры «Варкрафт».

Зодиак

Актеру Джейку Джилленхолу вообще везет на недооцененные проекты. «Зодиак» — третий фильм с его участием в нашем списке. При бюджете в $65 млн в американском прокате он собрал скудные $32 млн, и до сих пор считается одной из самых неудачных работ режиссера Дэвида Финчера. На деле же «Зодиак» — это практически совершенный триллер, в котором напряжение создается из подручных средства самым естественным образом, а история на протяжении двух с половиной часов буквально не позволяет оторваться от экрана. Вот только оценили это многие только после выхода картины на DVD.

Остров проклятых

«Остров проклятых» Мартина Скорсезе — это, прежде всего, дань уважения картинам «золотого Голливуда». Умышленно вычурный, красивый и изысканный фильм большого режиссера. Причем, как и в классических лентах, в «Острове» довольно предсказуемый сюжет, но главный интерес заключается не в самом действии, а в наблюдении за тем, как это действие разворачивается. И как в лучших фильмах той эпохи его вневременность позволяет зрителю просто на два часа экранного времени погрузиться в другой мир — в данном случае, в мир обыкновенного безумия.

Бунтующая юность

Забавная молодежная комедия с целой серией отсылок и стеба над культовым кино вроде «На последнем дыхании». «Бунтующая юность» — это трогательный фильм о фантазиях, в которых легко укрыться от реальности, и вместе с тем нетривиальная молодежная комедия о взрослении. Символично, что снял ее Мигель Артета — один из самых недооцененных комедийных режиссеров в Голливуде. Во всех его работах беззаботное веселье всегда соседствует с грустью об уходящем — времени или эпохе. Но большую часть времени ему приходится снимать сериалы.

Роковая страсть

У фильмов режиссера Джеймса Грэя странная судьба. Их вовсю расхваливают критики, называя Грэя последним большим режиссером наряду с Полом Томасом Андерсоном, но зрителей они из раза в раз оставляют полностью равнодушными. «Роковая страсть» (в оригинале «Иммигрантка») — это история о девушке (Марион Котийяр), открывающей для себя Америку начала прошлого века, с ее бедностью, безработицей и массой иммигрантов со всего мира. Кроме того, это еще и почти что классическая мелодрама о любовном треугольнике с сильным актерским составом (кроме Котийяр в фильме играют Хоакин Феникс и Джереми Реннер). Казалось бы, идеальные составляющие для успешного фильма. Но при скромном бюджете в $16 млн фильм умудрился собрать жалкие $5 млн, став самым большим зрительским провалом режиссера.