В прошлый раз oKino.ua рассказывало, почему с сериальной зависимости стоит соскочить прямо сейчас, пока не стало слишком поздно. Сегодня мы предлагаем обратную точку зрения: почему без сериалов в современном мире просто не выжить.

#1

Сериалы объединяют. От политики кого-то тошнит, а кто-то на этой почве давно тронулся умом, о погоде беседуют разве что во второсортных анекдотах, предпочтения в кино и музыке — зачастую слишком субъективная категория, чтобы на ней построить разговор. Но вот сериалы сейчас смотрят абсолютно все, кажется, на любой точке планеты. И в этом случае точек соприкосновения на порядок больше.

#2

Сериалы как энциклопедия мира. Разнообразие телесериалов включает в себя великое множество примеров из взаимоотношений человека со окружающим миром: от полицейских драм до кризиса среднего возраста. И если кинематограф — довольно абстрактен и хаотичен, то мир сериалов устроен системно и всеобъемлюще: зайдите на сайт TVtropes.org и вы будете поражены.

Карточный домик

#3

Сериалы как зеркало. Съемка фильмов — процесс намного более ресурсозатратный и трудоемкий, чем производство сериалов. К тому же, кинематограф — это все же искусство индивидуалистов (и не важно, является индивидуалистом конкретный режиссер или же огромная студия-заказчик кинопроекта). Сериалы — командная работа, снимать их как минимум быстрее и поэтому у создателей гораздо больше возможностей отвечать «духу времени». Просто вспомните, сколько удачных сериалов, скажем, о той же политике вы знаете (а мы напомним), и сколько, в свою очередь, толковых современных фильмов («Левиафан» не в счет)?

#4

Сериалы как терапия. К популярному набору «городского сумасшедшего» помимо любимого пледа и горячего чая с вареньем добавились еще и какие-нибудь легкие ситуационные комедии. «Офис» или те же «Друзья» своим нетребовательным оптимизмом помогают справиться с буднями, абсурдной повседневностью и поверить в то, что все не так уж и плохо на сегодняшний день.

Офис

#5

Сериалы вместо учебников истории. Раньше на скучных уроках истории мы обрисовывали рожи видных государственных деятелей, чтобы совсем не помереть со скуки. Сейчас все по-другому: попробуйте начать смотреть «Викингов» или «Рим» — вряд ли сможете оторваться. Все дело в том, что современные исторические сериалы отошли от «энциклопедического» подхода со скучными фактами и биосправками, сделав ставку на человека как такового, который во все времена и эпохи был многогранен, со своими пороками и слабостями.

#6

Сериалы и экономика. В том, что сейчас — буквально переизбыток новых сериалов, есть как минимум один положительный фактор: внушительные денежные вливания в экономику и рабочие места. Например, про чудо, которое произвела «Игра престолов» с экономикой Ирландии, где активно проводились съемки, можно написать целую магистерскую работу.

Игра престолов

#7

Сериалы как идеальный нарратив. Все чаще с современным кино возникают две проблемы: история того или иного фильма кажется либо слишком сжатой, спрессованной и хочется, чтобы она была подлиннее (за полтора-два часа всего не покажешь). Либо же напротив — режиссер не способен рассказать историю нужным образом и проваливает хорошую задумку. Представьте себе, если бы «Во все тяжкие» был фильмом — и вы бы никогда не увидели знаменитые метаморфозы Уолтера Уайта, которые происходит постепенно, из сезона в сезон — как в реальной жизни.

#8

Сериалы и будущее. Современные сериалы управляются с этой темой намного мощнее научных фантастов. «Черное зеркало» — злая сатира на то, что станет с обществом, покупающим из года в год все больше гаджетов. Ну, а сериалы про зомби-апокалипсис или «Последний человек на Земле» вынуждают нас задуматься о том, что вообще составляет природу человека, его фундамент, в том случае, когда действительно начнутся какие-нибудь масштабные катаклизмы.

Прослушка

#9

Сериалы и социальная критика. Горячо обсуждаемая в Фейсбуке статья какого-нибудь колумниста, критикующего слабовольный либеральный активизм, обычно забывается на следующий день и в голове никакой революции (или хотя бы мощного мыслительного процесса) не вызывает. Но та же «Прослушка» — произведение по своей силе превосходящее, не побоимся этого сравнения, знаменитую антиутопию Оруэлла, в которой сейчас все бросились искать ответы. Сериалы застревают в нас сильнее всего — по многим причинам.

#10

Сериалы как последний рубикон. Нас все больше отвлекают тонны уведомлений на телефонах, короткие видео или коубы в соцсетях, истеричные «важные новости» на три строчки и прочие микроформаты, которые способны превратить человеческую психику в дырявый сыр. Сериалы пока что удерживают этот последний рубеж и заставляют нас смотреть в экран 20, 30, а то и все 50 минут — в нынешнем мире это практически подвиг.