Истории, действие которых происходит на море, всегда пользовались особой популярностью в кино. Красивые виды, могущественная природа и ее неизбежное столкновение с человеком — вот только малая часть того, что способны показать такие фильмы. К выходу в украинский прокат ленты «В сердце моря» oKino.ua предлагает пересмотреть еще пять знаковых картин на данную тему, без поднадоевших «Титаников» и «Пиратов Карибского моря», но с отличными историями от Бальтасара Кормакура, Джей Си Чендора и Уэса Андерсона.

Пучина

За три года до нашумевшего «Эвереста» исландец Бальтасар Кормакур уже поставил эпический фильм о противостоянии человека и природы. Вместо гор в нем было море, а вместо истории альпинистов — рассказ о крушении рыболовного судна в 1984 году вблизи берегов Исландии. Тогда выжил только один человек, который впоследствии провел шесть часов в ледяной воде. На этом, правда, его беды не закончились. Его вынесло на безжизненный вулканический остров. Однако и здесь рыбаку удалось остаться живым. Снимал все это Кормакур в родной Исландии с местным актерским составом и, как и в «Эвересте», изрядно поиграл с жанром фильма-катастрофы. Так, сражение с природой оказывается не самым главным испытанием героя. Ведь впереди его ожидает возвращение к реальной жизни, и здесь уже предстоит иметь дело с воспоминаниями о смерти близких людей и повышенным вниманием вездесущих СМИ.

Надежда не угаснет

Если «Пучина» — это история о выживании на море и за его пределами, то фильм Джей Си Чендора — история исключительно о противостоянии человека и стихии, о том, насколько ничтожна человеческая жизнь на фоне дикой природы. Но главное — это рассказ о человеческой одержимости и тяге к жизни. Главный герой фильма отправляется в одиночное морское приключение на собственной яхте. Вот только оказавшись в море, он терпит крушение и, спасшись на надувном плоту, пытается выжить. Весь фильм — это камерная история, где в кадре только один человек (актер Роберт Редфорд) и его отчаянная борьба. В ход идут все средства: от стандартных инструкций, описанных в любых книгах по выживанию, до совершенно безумных идей, способных прийти в голову только человеку, которому больше нечего терять. Символично, что «Надежда не угаснет» стала одним из главных фильмов 2013 года и, за исключением небольшого монолога Роберта Редфорда, в нем практически нет слов.

Бездна

Сегодня словосочетание «Джеймс Кэмерон и море» ассоциируется у всех с «Титаником», однако в 1989 году он снял не менее знаковый фильм «Бездна», ради которого даже лично погрузился на дно моря. При этом сам режиссер в шутку повторял, что просто мечтал рассказать красивую любовную историю на фоне морских драматических событий, не забыв еще и о фильме-катастрофе и философском science fiction. В результате получилась странная смесь «Приключений Посейдона» и «Близких контактов третьей степени». От первого здесь морские приключения и немного экшена, от второго — множество вопросов о существовании внеземного разума и попытках человека понять то, что неподвластно логике. Так, вместо ожидаемого при такой теме космоса, герои оказывались на дне моря, где также могла существовать могущественная цивилизация.

Водная жизнь

Что будет, если скрестить «Моби Дика», приключения Жак Ива Кусто и подать все это в виде абсурдной комедии с Биллом Мюрреем в главной роли? Получится классический фильм Уэса Андерсона «Водная жизнь». Капитан Зиссу решает отомстить ягуаровой акуле, съевшей его друга. Для этого он собирает команду безумцев, одевает всех в красные шапки (привет Кусто) и отправляется на поиски своего морского врага № 1. Сам же режиссер Андерсон все это время иронично подшучивает над классическими морскими фильмами (от «Челюстей» до передач канала Animal Planet) и работает в своем любимом безжанровом кино, где комедия легко оказывается мелодрамой, а та превращается в драму, чтобы затем также легко вернуться к своим комедийным истокам. При этом все шутки здесь произносятся с каменным лицом, а весь фильм зрителя либо не покидает блаженная улыбка, либо мучает вопрос: что, черт подери, всё это значит?

Земля дрожит

Столкновение со стихией — прерогатива не только зрелищных блокбастеров, но и картин, считающихся классикой интеллектуального кино. В последнем случае, правда, стихия оказывается лишь элементом куда большей истории об обществе. Лучший пример подобного — фильм «Земля дрожит» итальянского мастера Лукино Висконти. Он снял его в далеком 1948 году, еще до того как сделал себе имя барочными костюмированными лентами вроде «Людвига». Тогда он стоял у истоков итальянского неореализма, и его «Земля дрожит» — ключевой представитель этого периода в истории кино. В фильме задействованы только непрофессиональные актеры, жители небольшой рыбацкой деревни на Сицилии. Их быт и попытка добиться справедливости и показаны на экране. Каждый выход в море здесь — борьба за жизнь, а возвращение на сушу влечет за собой такую же необходимость выживать — в тотальной нищете и постоянных конфликтах со скупщиками. Причем последнее оказывается куда более сложным занятием, нежели привычное по голливудским фильмам выживание на море.