В украинский прокат выходит один из «оскаровких» номинантов — картина «В центре внимания», рассказывающая о реальном журналистском расследовании, которое вывело на чистую воду священников-педофилов. К этому событию oKino.ua вспоминает еще пять знаковых историй о журналистских буднях и подноготной этой древнейшей профессии.

Гражданин Кейн

Один из главных шедевров в истории кино, великое творение Орсона Уэллса и фильм, обогнавший свое время. В «Гражданине Кейне», кажется, было все: от запоминающейся истории до драмы человека, наделенного властью. Но его важной составляющей и сегодня остается изображение СМИ в 20-х годах прошлого века и двух героев, связанных с ними. Первый из них — Чарльз Фостер Кейн — человек, поднявшийся по карьерной лестнице от обычного бульварного журналиста до владельца собственной медиаимперии. Второй — журналист Томпсон, которому поручено узнать, почему перед смертью тот произнес лишь одну фразу: «розовый бутон». Символично, что прототипом Кейна был реальный газетный магнат Уильям Херст. После выхода фильма он всячески пытался запретить его показ, а подконтрольные ему СМИ писали заказные негативные статьи против Уэллса и его творения.

Первая полоса: Внутри The New York Times

Конечно, художественные фильмы смотреть куда увлекательнее, но документальные — способны все же дать куда больше полезной информации. Так, в разговоре о современной журналистике первым фильмом, который стоит упомянуть будет именно эта документалка Эндрю Росси. В отличие от большинства неигровых картин, здесь есть довольно бойкий монтаж и отличная история, которая может быть интересна не только людям в теме. В центре сюжета будни главной американской газеты The New York Times, пытающейся приспособиться к условиям нового времени: закрытие региональных СМИ, появление Wikileaks и многочисленных блоггеров. К тому же накануне издание потрясли два скандала: уличение в плагиате и сотрудничество с политической верхушкой. Все это происходило в 2008 году. С тех прошло семь лет, а The New York Times по-прежнему остается самой авторитетной газетой в США и выходит теперь одновременно в печатном и электронном вариантах.

Вся президентская рать

Нестареющий пример умного политического кино и реальная история о журналистском расследовании газеты Washington Post. В 1972 году два ее автора Боб Вудворд и Карл Бёрнстин сумели раскопать факты, подтверждающие махинации накануне президентской компании Ричарда Никсона. Все это стало причинной Уотергейтского скандала и последующей отставки администрации Белого дома. Из этой истории режиссер Алан Дж. Пакула, специализирующийся как раз на политических фильмах, сумел сделать динамичный триллер и детектив в одном лице. Показав заодно журналисткою кухню и то, ради чего, собственно, и нужны СМИ: контролировать политиков и отстаивать принципы и прозрачность государственной системы.

Доброй ночи и удачи

Еще один важный фильм о противостоянии журналистов и политиков. В картине Джорджа Клуни речь идет о телерепортере Эдварде Марроу, который в начале 50-х устроил в эфире настоящую войну против сенатора Джозефа Маккарти, человека ответственного за репрессии в США против «инакомыслящих». В свое время Маккарти организовал настоящую «охоту на ведьм», включая в черный список любого человека, подозреваемого в симпатиях к коммунизму. От его действий пострадали тысячи человек, включая известных персон из мира кино и шоу-бизнеса. Однако его столкновение с Марроу закончилось для Маккарти печально. Несмотря на все попытки сенатора очернить и запугать журналиста, их противостояние стало окончанием карьеры для первого. В самом же фильме важна еще и атмосфера 50-х годов: с ее мрачными настроениями и страхом, как перед «нашествием русских», так и перед репрессиями в собственной стране.

Конец тура

Журналистская работа — это не только расследования и поиск сенсации, но и умение общаться. Особенно, если это касается больших материалов о конкретных персоналиях. В американских журналах, к примеру, в особом почете всегда были интервью со звездой, поданные в виде репортажа или портрета. Ради них журналист должен был проводить порой целые недели со знаменитостью, записывая каждый его шаг и каждое слово. После из этого получался материал, полностью раскрывающий личность известного человека. В фильме «Конец тура» герой Джесси Айзенберга, Дэвид Липски, проводит несколько недель в компании писателя Дэвида Фостера Уоллеса. Его цель — написать большую статью о нем для журнала Rolling Stone. И чем больше времени журналист и его герой проводят вместе, тем больше они узнают друг друга, и тем больше спадают все маски. Вот только сам Липски — начинающий писатель и необходимость забыть о личных амбициях оказывается для него тем еще испытанием.