«Девушка из Дании» — классическая голливудская мелодрама о необычном человеке. В США ее уже раскритиковали за схематический образ трансгендеров, досталось от представителей ЛГБТ-сообщества и актеру Эдди Редмэйну. К выходу фильма в украинский прокат oKino.ua вспоминает пять фильмов на заданную тему, которые критика встречала с куда большим радушием.

В год тринадцати лун

Райнер Вернер Фассбиндер был открытым геем, наркоманом и крайне непростой натурой. Он жил на износ, снимал по четыре фильма в год и умер от передозировки в 37 лет. «В год тринадцати лун» — один из самых личностных и трагичных его фильмов, который к тому же считается классикой мирового кинематографа. Для его героя, транссексуала Эрвина Вайсхаупта, июнь 1978 года становится началом падения в пропасть. Ради своего любовника он решается на изменение пола. Но тот довольно быстро охладевает к Эрвину. Не находит герой понимания и у своих родственников, бывшей жены и знакомых. Мечта о новой жизни в своем истинном обличье оборачивается настоящим крахом, а столкновение с реальностью становится одной из причин смерти. Для Фассбиндера «В год тринадцати лун» оказался почти что пророческим фильмом. Он также погиб в июне, страдая в последние дни жизни от страшной депрессии, как и придуманный им персонаж.

Умереть как мужчина

Португальский режиссер Жоао Педру Родригеш никогда не скрывал своей любви к Фассбиндеру. В 2000-х он стал главной звездой фестивального ЛГБТ-кино. В 2009 году его фильм «Умереть как мужчина» назвали в числе лучших арт-картин десятилетия. Это грустная история о мужчине, который более двадцати лет выступал в травести-шоу, убеждая всех и себя, что окончательно стал женщиной. Вокруг него царит настоящий хаос, а двое его близких людей — сын и любовник — только добавляют поводов для огорчения. Вот только в отличии от камерного фильма «В год тринадцати лун», в ленте «Умереть как мужчина» за мрачностью истории скрывается визуально очень красивый фильм. Жизнь лиссабонских трансвеститов здесь граничит с неожиданными вставками ночных путешествий, напоминающих красочный сон. А сама история, в конце концов, оказывается универсальным рассказом о человеке, которому важно примириться с самим собой. Символично, что в 2015 году главный гей-рэпер современности Микки Бланко снял клип-оммаж фильму Родригеша под названием «Coke White, Starlight».

Парни не плачут

История убийства Брэндона Тина считает одним из самых жутких преступлений на почве нетерпимости. Вместе со своей подругой он оказался жертвой озверевших жителей небольшого американского городка, узнавших, что ранее он был девушкой по имени Тина. Эта история, впрочем, могла так и остаться неизвестной, если бы не Голливуд и фильм «Парни не плачут». За эту картину актриса Хилари Суэнк получила «Оскар», а весь мир, спустя шесть лет после тех трагических событий, узнал о случившемся. Тогда же лента режиссера Кимберли Пирс послужила в США началом для многочисленных дискуссий о трансгендерах и их месте в обществе. И стала знаковой вехой в истории сексменьшинств, борющихся за свои права.

Трансамерика

Знаковый инди-фильм режиссера-дебютанта Дункана Такера о мужчине, который давно живет в женском обличье. Ее мечта — окончательно стать женщиной, ради чего она соглашается на операцию по смене пола. Сам же фильм — это скорее роуд-муви, и его слоган звучит как «Жизнь это путешествие. Будь открыт». Об этой открытости собственно и идет речь в фильме. Ведь помимо собственной драмы, герой еще должен примириться с сыном, который не далеко ушел от отца: он занимается мужской проституций и надеется перебраться в Лос-Анджелес для съемок в гей-порно. Но за подобной провокативностью скрывается камерная история о двух изгоях. Здесь нет никаких откровенных сцен или шокирующих кадров, а есть маленькое путешествие, попытки разобраться в себе и красивые виды одноэтажной Америки. Главную роль в «Трансамерике» сыграла Фелисити Хаффман, звезда сериала «Отчаянные домохозяйки», за что заслуженно получила номинацию на «Оскар».

Приключения Присциллы, королевы пустыни

Фильмы о трансгендерах и трансвеститах — это не только тяжелые драмы, но порой и весьма увлекательные комедии. Примером последнего является фильм австралийца Стефана Эллиотта. Теренс Стэмп, Гай Пирс и Хьюго Уивинг играют здесь трансвеститов и трансгендера, отправившихся в небольшое турне. Они выступают в кабаре, поют песни группы ABBA и носят совершенно несуразные наряды. Но если в родном Сиднее эта троица уже давно стала звездами, то в захолустном городке, где намечено их очередное выступление, они вызывают настоящий шок. И это притом что в их поведении есть что-то старомодное, а та же Бернадетт в исполнении Стэмпа оказывается куда более женственной, чем многие представительницы «прекрасного пола». В ее поведении есть что-то от «истинной леди» из прошлого, а сам фильм также оказывается скорее ретро-роуд-муви, чем очередной драмой об ЛГБТ. Плюс Теренс Стэмп и Хьюго Уивинг (Агент Смит из «Матрицы»), танцующие в аляповатых платьях, — это зрелище, которое просто невозможно забыть.