На этой неделе в прокате состоится премьера фильма «Дивергент, глава 2: Инсургент». Это вторая экранизация книг смекалистой 26-летней Вероники Рот, которая вовремя поняла, каким образом можно разбогатеть на юной аудитории. «Инсургент» обещает много экшена и новых героев. Мы не разубеждаем вас смотреть эту не совсем оригинальную, но не лишенную очарования молодежную фантастику, но обращаем внимание на еще несколько фильмов, которые можно посмотреть до, после и вместо. Не пытайтесь увидеть в нашем списке «Голодные игры», «Сумерки», «Гостью», «Бегущего в лабиринте» и прочие подобные франшизы последних лет. Они все суть идентичны, взаимозаменяемы и хорошо распиарены без нашей помощи.

Город Эмбер: Побег

Этот фильм сюжетно очень близок к «Дивергенту» и иже прочим, но выгодно отличается эстетикой стимпанка и смыслом чуть поумнее и поглубже. В «Городе Эмбер» тоже есть общество после апокалипсиса, главные герои — подростки, плохой правитель и принудительный выбор своего предназначения в жизни, сродни тому, что в «Дивергенте». Последнее обставлено с меньшим пафосом, да и детишкам попадается жребий не с фракциями «Эрудиция», «Отречение» и т. д., но более приземленное — «чистка картофеля», «уход за трубами», «кладовщик»... Герои фильма несколько сот лет живут в подземном городе, спасаясь от неизвестных катаклизмов на поверхности, но их ресурсы вот-вот закончатся, а правитель не собирается ничего делать. Зато план спасения есть у главных персонажей. Фильм «Город Эмбер» оставляет ощущение незавершенности: он снят по одной из четырех книг одноименной постапокалиптической серии, но кассовые сборы картины не позволили развернуть его в франшизу.

Зардоз

Для тех, кому «Дивергент» интересен, прежде всего, как антиутопия, стоит обратить внимание на этот культовый фильм. XXIII век, человечество разделено на касты бессмертных и смертных, первые живут в раю, вторые — в постоянном терроре, а руководит всем этим мироустройством гигантская каменная летающая голова Зардоз. Один из угнетенных становится сильнее, умнее и осознает, что жестокая система держится фактически ни на чем. В свое время фильм «Зардоз раскритиковали за дичайшую эстетику — чего стоит одно только супергеройское «бикини» Шона Коннери. Хотя облик главного героя здесь не более нелепый, чем в том же «Дивергенте», героиня которого трясет блестящей шевелюрой с идеальной укладкой при любой погоде и обстоятельствах.

Люди Икс

Все молодежный блокбастеры строятся по одному принципу: главный герой — не такой как все по своей природе, за что и становится жертвой гонений и попадает под угрозу физической расправы от представителей власти, системы, чего-то большого и влиятельного. Эту сюжетную схему в 2000 году успешно опробовали в фильме «Люди Икс». Подростки-мутанты, их наставники, их враги, любовь, драки и все такое, что сегодня есть в каждом молодежном блокбастере. «Людей Икс» стоит пересмотреть хотя бы ради сравнения, что сейчас случилось с некогда крутыми идеями фильмов о молодежи, спасающей себя и мир.

Дилогия «Вороны»

Вороны: Начало

Кроме антиутопии, постапокалипсиса и любовной ванили в «Дивергенте» есть еще такие немаловажные для зрителя сцены, как драки. Причем это драки между подростками, освежающие в памяти школьные стрелки и постоянное желание выплеснуть гнев на окружающий мир. Если охватила ностальгия по той поре, то лучше посмотреть фильмы Такаси Миике «Вороны: Начало» и «Вороны: Продолжение» — об эпических разборках между школьниками за звание самого крутого. В первой части борьба ведется между лидером и новичком в школе, в сиквеле, по законам жанра, масштаб событий расширяется на противостояние между двумя школами. Эти фильмы не предполагает поиска глубокого смысла, зато драки между героями поставлены здесь изобретательно и, как говорится, с душой.

Кинотюрьма будущего

Если считаете, что устраивать гонки на выживание в «Голодных играх» или испытания в «Дивергенте» было жестоко, то посмотрите фильм «Кинотюрьма будущего». Здесь подростков заманивали в гетто, давя на их самое слабое место — желание тусоваться. Ничего не подозревающая молодежь приезжала в автокинотеатр посмотреть кино и потискаться, а оказывалась в концлагере, из которого выбраться мало кому по силам. «Кинотюрьма будущего» сегодня смотрится, конечно, как типичная кинопродукция 80-х годов, потому и не воспринимается всерьез. Но в картине есть любопытная идея: в кинотюрьму заманивали не всех подростков, а только лодырей, бездельников, безработных и неблагонадежных. Месседж ясен: ведите, детки, себя хорошо и думайте о будущем.