Зловещая атмосфера, появление потусторонних сил и доминирующий черный цвет. Заимствованные из литературы, готические сюжеты все еще не частые гости на больших экранах, но каждое их появление вызывает особой интерес у поклонников жанра. К выходу в прокат фильма «Багровый пик» oKino.ua вспоминает пять знаковых готических фильмов, которые стоит посмотреть.

Ребекка

Альфред Хичкок считается мастером триллеров и детективов. Но в его фильмографии хватало работ и других жанров. Формально «Ребекка» — это мелодраматический триллер, на деле же — готический фильм. Богатый мужчина женится на юной девушке и перевозит ее в свое семейное поместье. Супругу здесь ждет не самый радушный прием, многочисленные козни и невидимый дух предыдущей жены хозяина по имени Ребекка. Символично, что для самого Хичкока эта картина стала дебютом в Голливуде, куда режиссера как раз позвали за умение создавать мрачную и пугающую атмосферу в его британских лентах. В результате он сходу получил «Оскар» за лучший фильм и в самый разгар Второй мировой войны сумел остаться в США.

Ребенок Розмари

Еще один успешный пример сотрудничества европейского режиссера с голливудской студией. Роман Полански родился в Польше и прошел в детстве ужасы еврейского гетто. На родине он был известен как один из лидеров местной «новой волны», в США, как и Хичкок, дебютировал готическим фильмом, сразу же принесшим ему популярность. «Ребенок Розмари» — это пугающее кино, где реальность и вымысел оказываются неразделимы. Главная героиня ждет ребенка, который, по всей видимости, был зачат самим сатаной, а в это время в ее доме все соседи оказываются служителями секты. Так шаг за шагом девушка то ли сходит с ума, то ли приближается к разгадке этой страшной тайны. Вот только если для Хичкока «Ребекка» стала шагом к успеху, для Полански его лента превратилась еще и в настоящий рок. Спустя год его беременная супруга, актриса Шэрон Тейт, была жестоко убита членами секты Чарльза Мэнсона.

Суспирия

Юная американская балерина оказывается в пансионате танцевальной школы, где сталкивается с оккультными тайнами и жестокими убийствами, скрытыми за респектабельной жизнью балетной школы. Снявший «Суспирию» итальянский режиссер Дарио Ардженто, начиная с 70-х годов, разработал собственный стиль современных готических хорроров. Вдохновляясь работами старшего коллеги Марио Бавы и рассказами Эдгара Аллана По, Ардженто совмещал пугающую атмосферу и яркие цвета с обилием кроваво-красного и драматические моменты. Отчего его фильмы напоминали красивые сказки, в которых неожиданно происходили самые страшные вещи. «Суспирия» — ключевое творение режиссера, считающееся одновременно одним из лучших ужастиков и готических фильмов в истории. Не случайно, исполнительница главной роли Джессика Харпер после съемок стала главной звездой хорроров 70-х.

Интервью с вампиром

Родиной готического романа считается Великобритания. И не удивительно, что ключевые фильмы данного жанра сняли режиссеры с Туманного Альбиона и соседних стран. Например, «Интервью с вампиром», экранизацию романа Энн Райс, поставил ирландец Нил Джордан. Причем также сделал это по заказу Голливуда и с целой россыпью местных звезд во главе с Брэдом Питтом, Томом Крузом и совсем юной Кирстен Данст. В самом же фильме рассказывается о жизни одного вампира с далекого 1791 года по наши дни. Именно тогда молодой плантатор Луи, потеряв жену и ребенка, решил умереть. Но вместо ожидаемого спасения он оказался обречен на вечную жизнь. Его история особенно пришлась по душе поколению MTV, и картина даже получила три награды от культового музканала. Кроме того, в ее активе две номинации на «Золотой глобус» и «Оскар».

Другие

В 2001 году испанец Алехандро Аменабар также попробовал свои силы в Голливуде и также в жанре готического триллера. Его «Другие» — классический фильм об обитателях заброшенных замков и их столкновении с местными призраками. Так, героиня Николь Кидман вместе с двумя детьми оказывается в пугающем особняке, расположенном у самого побережья Англии. Именно здесь она надеялась переждать ужасы войны и дождаться возвращения мужа, но вместо этого сама оказалась в эпицентре страха и отчаяния. Главная же заслуга Аменабара заключается в переосмыслении жанра. Ведь если классические готические истории говорят о призраках как о существах, пугающих людей, то в «Других» режиссер показывал их как неприкаянные души, которые вынуждены оставаться в нашем мире и которые также испытывают свой страх перед людьми.