Природные катаклизмы порой могут быть страшнее любой войны. Недавние события в Непале или на Гаити — лучшее тому подтверждение. На этой неделе в украинский прокат выходит фильм «Разлом Сан-Андреас», где с подобным приходится столкнуться Калифорнии. Накануне премьеры oKino.ua решили вспомнить пять классических кинолент о землетрясениях: от старого голливудского фильма до японской ленты, предсказавшей трагические происшествия 2011 года.

Царь царей

Первая полнометражная картина о жизни Иисуса Христа. Ее режиссер Сесил Б. ДеМилль — это Стивен Спилберг начала XX века. Он снимал масштабные фильмы на любые темы, всегда собирал огромную кассу и обладал безграничным влиянием. «Царь царей» вышел в далеком 1927 году и стал событием целого десятилетия. Картина длительностью 150 минут детально освещала ключевые этапы жизни Иисуса и обладала небывалыми по тем временам спецэффектами. Одной же из самых ярких сцен фильма как раз и была сцена с землетрясением, произошедшим после распятия Христа. Причем этот эпизод своими масштабами впечатляет и сегодня.

Сан-Франциско

«Сан-Франциско» считается одной из важнейших картин в истории Голливуда. Во-первых, это фактически первый по-настоящему масштабный фильм-катастрофа. Во-вторых, для работы над ним были задействованы звезды первой величины, причем как среди актеров (Кларк Гейбл, Спенсер Трэйси), так и среди режиссеров (над картиной, помимо указанного в титрах В. С. Ван Дайка, работали Дэвид Уорк Гриффит и Эрих фон Штрогейм). Сам же фильм — это трогательный рассказ об отношениях юной провинциалки и владельца ночного клуба, в который она устраивается певицей. В какой-то момент девушка решает уйти из заведения, у влюбленных случается серьезная ссора и именно в это время в Сан-Франциско происходит разрушительное землетрясение 1905 года, которое полностью меняет жизнь героев.

Гибель Японии

Об этом классическом японском фильме 1973 года вспомнили сразу после страшного землетрясения в Японии в 2011 году. Потому что почти за сорок лет до этого режиссер Сиро Моритани, экранизировавший роман Сакё Комацу, практически предсказал будущие события. А некоторые кадры фильма один в один напоминали то, что все мы видели в многочисленных репортажах о той трагедии. Согласно сюжету, японский ученый находит на дне океана тектонический разлом. Он сразу же сообщает правительству о том, что это может привести к затоплению островов, землетрясению и цунами. Однако к его словам так никто и не прислушивается. Интересно, что у оригинального фильма печальный конец, а в ремейке, снятом в 2000-х, страшные последствия удалось благополучно предотвратить.

Экипаж

В советском кино не так уж много полноценных фильмов-катастроф, но «Экипаж» Александра Митты стоит среди них особняком. Команда самолета приземляется в аэропорту Ташкента, охваченного страшным землетрясением. Вокруг извергается огненная лава, всё рушится, а взлетная полоса повреждена. В этом безумии пилотам предстоит непростая задача — поднять самолет в воздух и спасти людей. Показательно, что прокат «Экипажа» прошел с небывалыми аншлагами, после чего фильм вошел в число самых популярных картин в истории Союза. Случилось это, впрочем, еще и во многом благодаря паре откровенных моментов (голая грудь, продолжительная постельная сцена), которые позволил себе Митта. В СССР, где секс на экране всегда был под запретом, эта стало невиданным событием.

2012

Режиссер Роланд Эммерих всегда был одержим идеей уничтожения Земли. Перебравшись в 80-х из Германии в США, он снял целую серию фильмов, где нашу планету настигала та или иная катастрофа. Однако, «2012» — это не просто вершина творчества режиссера, но и вообще квинтэссенция жанра «фильма-катастрофа». Здесь на Землю обрушиваются все немыслимые глобальные катаклизмы: от землетрясения до извержения вулканов. А сюжетные ходы напоминают десятки разнообразнейших картин на данную тематику. Однако главное в «2012» — все же визуальная составляющая. Ленту Эммериха многие критиковали за банальный сюжет и плоских персонажей, но вот что точно не вызвало ни слова упрека, так это многочисленные сцены разрушений. Это как раз тот случай, когда кино нужно смотреть именно на большом экране.