Ближайшие недели пройдут под знаком режиссеров, которые, столкнувшись с системой, в разные годы оказались в неволе. Это и Джафар Панахи, чей фильм «Такси» выходит в украинский прокат, и Сергей Параджанов, картина которого «Тени забытых предков» отмечает в этом году 50-летний юбилей. И страшный приговор украинцу Олегу Сенцову. oKino.ua вспоминает и других режиссеров — узников совести.

Сергей Параджанов

В 1965 году премьера фильма «Тени забытых предков» стала точкой невозврата для украинской культуры. В тот момент в Украине началась целая волна репрессий. До и после показа в кинотеатре «Украина» со сцены выступали Василий Стус, Иван Дзюба и Вячеслав Черновол. Они говорили о новом терроре в стране и арестах среди интеллигенции. Параджанов поддержал их. А через три года его подпись стояла первой в письме 139 интеллектуалов против политических судебных процессов. С этого момента режиссера начали преследовать, он был вынужден уехать в Армению. Однако в декабре 1973 года он приехал в Киев к своему заболевшему сыну, где тут же был арестован. Параджанову приписали абсурдную статью «мужеложство с применением насилия» и приговорили к пяти годам тюрьмы. Освобожден он был 30 декабря 1977 года, во многом благодаря международному резонансу и поддержке иностранных коллег.

Олег Сенцов

В это все еще сложно поверить, но один самых страшных приговоров режиссерам за их политическую позицию был вынесен буквально на наших глазах в минувшем августе. Решением ростовского суда украинский режиссер Олег Сенцов получил 20 лет тюремного заключения за якобы подготовку терактов в Крыму. И это притом что ранее главный свидетель обвинения отказался от своих показаний, признав, что его заставили сделать их насильно. А среди улик против Сенцова значился фильм «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма. Самое же страшное, что в этом деле все было предрешено заранее и никто не мог благоприятно повлиять на исход этого сфабрикованного дела. Ни адвокаты, ни многочисленные правозащитники, ни вся мировая кинообщественность, требующая освободить своего коллегу.

Джафар Панахи

В 2000-х годах Панахи считался один из самых интересных иранских режиссеров. Он был главным наследником местных мэтров Аббаса Киаростами и Мохсена Махмальбафа, а его фильмы показывали на всех мировых фестивалях. Но затем случился переломный момент в его стране. Несмотря на активные протесты оппозиции, обвинившей власти в подтасовке результатов выборов, в августе 2009 года Махмуд Ахмадинежад официально заступил на второй президентский срок. Сами протесты получили название «зеленая революция», и за это время были арестованы более тысячи человек. Панахи также участвовал в них. Сперва власти отобрали у него паспорт и запретили покидать страну. Затем его арестовали, обвинив в съемках антиправительственного фильма. А вскоре, несмотря на все протесты, приговорили к шести годам тюремного заключения. Кроме того, в течение 20 лет ему запрещено снимать фильмы, давать интервью местным и мировым СМИ и покидать Иран. Тюремный срок, впрочем, со временем был заменен на домашний арест. Отбывая наказание, Панахи уже снял три фильма, первый из которых, с ироничным названием «Это не фильм», был вывезен из страны на флешке, спрятанной в торт.

Мохаммад Расулоф

Друг и соратник Джафара Панахи был также среди участников «зеленой революции», и за это его ждала суровая расплата. Расулофу инкриминировали съемки фильма без разрешения властей, и вскоре он был приговорен к шести годам тюремного заключения. Позже этот срок был сокращен до одного года. Как и Панахи, его выпустили на поруки под домашний арест. Однако, в отличие от своего коллеги, которому было запрещено покидать страну, Расулофа отпустили на пару кинофестивалей. В 2011 году в Каннах показали его фильм «Прощай». А в 2013 году на Лазурном побережье состоялась премьера его следующей картины «Манускрипты не горят». Вот только дело Расулофа сегодня все еще находится в замороженном состоянии и в любой момент власти Ирана могут возобновить судебный процесс.

Джон Джост

В такой демократической стране, как США, также хватало историй с режиссерами и их противостоянием с системой. Самый известный пример — это случай Джона Джоста. Джост — один из самых радикальных независимых режиссеров США, наследник политического кино Годара и человек, который во многом повлиял на Джима Джармуша и инди-режиссеров 90-х. В его фильмах всегда хватало критики американского образа жизни, а сам он не раз выступал против политики США. В 70-х Джост отказался идти в армию, открыто критикуя расходы своей страны на военную промышленность. Тогда же он был приговорен к 27 месяцем тюрьмы. За Джоста тогда никто не писал писем, а сам арест скорее укрепил его политическую позицию. После он снял целую серию фильмов о распаде одноэтажной Америки и критике власти и покинул США, перебравшись в Южную Корею. Пару лет назад, правда, Джон Джост вернулся в Штаты, чтобы вновь начать там снимать кино.