Признание — весьма причудливая вещь. Одним оно достается легко, другие вынуждены бороться за него десятилетиями. Мы знаем множество режиссеров, которые все еще незаслуженно остаются в тени, в то время как куда больше на слуху те, чьи таланты, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Сегодня oKino.ua вспоминает пять известных режиссеров, шумиха вокруг которых далеко не всегда соответствует качеству их фильмов.

Зак Снайдер

Зак Снайдер

До того как попасть в кино, Снайдер изучал живопись и снимал рекламные ролики и клипы. Среди его клиентов были ведущие мировые бренды, а среди актеров — звезды кино и спорта: от Харрисона Форда до Майкла Джордана. В кино он дебютировал ремейком классического хоррора Джорджа Ромеро «Рассвет мертвецов». После чего окончательно ушел в высшую лигу, снимая один блокбастер за другим. При этом феномен Снайдера в том, что каждая его новая работа удостаивалась все большей критики, но из раза в раз получала неплохие сборы. Последнее в Голливуде является главным критерием успешности. Так Снайдер поднимался по карьерной лестнице и стал фактически новым Джорджем Лукасом, тем более что-что, а как продавать кино, режиссер знал всегда. Вот только финансовое признание не изменило его подхода. В фильмах Зака как и раньше остается огромное количество режиссерских ляпов, откровенно плоские сценарии и множество клише, которые и сделали его лучшим рекламщиком Голливуда.

Николас Виндинг Рефн

Николас Виндинг Рефн

Когда-то над Рефном подсмеивался его соотечественник Ларс фон Триер, а критики шутили над излишествам его первых фильмов. Но Рефну к этому было не привыкать. Внешне он производит образ бывшего ботана, который неожиданно вырвался в люди. И его фильмы только подтверждают это ощущение: напускная важность, обязательно крутые герои и перебор с маскулинностью. Но даже преданные поклонники режиссера соглашаются, что сюжеты фильмов Рефна весьма простоваты, а зацикленность на визуальной показухе порой зашкаливает. Это часто любят оправдывать отсылками режиссера к мифологии (зачастую греческой): дескать, миф и подразумевает простоту и наглядность. На деле же, кажется, что Рефн — просто менее талантливая копия Квентина Тарантино, такой же ребенок-киноман, с куда меньшей насмотренностью и талантом, с куда большими комплексами, и с таким же огромным эго.

Майкл Бэй

Майкл Бэй

В Голливуде есть шутка, что если бы в «Трансформерах» можно было убрать весь сюжет и актеров, оставив только сражения гигантских роботов, Майкл Бэй так бы и поступил — причем такой фильм все равно принес бы студиям сотню миллионов прибыли. Бэй и правда умеет делать зрелищные сцены, но все остальное — мягко говоря, не его конек. Как и Джордж Лукас, не любивший работать с актерами, Бэй также старается обходить это дело стороной. Кроме того, он всегда наплевательски относится к сюжету, и с большой охотой вставляет в свои фильмы все продаваемые штампы Голливуда (трагическая любовь, семейные ценности, человек в опасности). Но если тот же Стивен Спилберг — король штампов — всегда умудрялся наделить их настоящей искренностью и человечностью, за всеми идеями Бэя так и остается большая холодность и четкий расчет: мол, ничего личного — только бизнес.

Читайте также: История странностей Майкла Бэя

Майкл Мур

Майкл Мур

Майкл Мур — это почти Майкл Бэй от документалистики. То есть самый известный и продаваемый режиссер на нише неигрового кино. Его фильмы с огромным успехом показывают в Каннах, они собирают неплохую кассу по всему миру и часто даже приводятся как пример важного кино о нашем времени. Но за этим кроется один большой подвох: Мур — прежде всего человек, работающий на Демократическую партию США, и все его фильмы — чистой воды политические агитки, которые должны показать партию в лучшем свете, разоблачив при этом их главных конкурентов. Фактически, то же самое, что и многие наши выпуски новостей. Как и в них, в своих фильмах Мур легко манипулирует фактами и делит мир на черное и белое. При этом его работы часто выходят накануне президентских выборов (как бы совершенно случайно), а во времена правления своих кандидатов режиссер просто берет небольшой отпуск. Не случайно в мире документального кино у Мура не лучшая репутация, и даже коллеги не раз критиковали однобокость его подхода.

Паоло Соррентино

Паоло Соррентино

За последние годы Паоло Соррентино превратился из малоизвестного итальянского режиссера в главную звезду фестивального кино, переплюнув по наградам таких людей, как Ларс фон Триер или Михаэль Ханеке. Его «Великая красота» успела получить «Оскар» и звание лучшего европейского фильма. «Молодость» добавила к этому еще и звание лучшего режиссера Европы. Сам же Соррентино долгие годы снимал довольно проходные арт-фильмы, пока не нашел свой стиль — переосмысление Феллини и абсурдный юмор, разоблачающий человеческие пороки. Но проблема в том, что этот новый виток в карьере оказался вторичным — и «Великая красота», и «Молодость» выглядели скорее красивыми пустышками, милыми развлечениями для европейских интеллектуалов. Но Соррентино, словно учтя ошибки прошлого и провал своего голливудского опыта «Где бы ты ни был», решил делать безотказное кино — такой себе винегрет из итальянской классики на экспорт.