До самой премьеры сюжет новой работы Даррена Аронофски оставался загадкой. Скупой на описание синопсис и трейлер не говорили ровным счетом ничего, кроме того, что мы будем видеть много напуганной Дженнифер Лоуренс. Причина такой напускной таинственности теперь ясна: в паре фраз рассказать, что происходит в фильме «Мама!», просто невозможно. Аронофски намеренно запутывает зрителя в ходе сюжета, ведя его от психологической драмы до потерявшей всякую связь с реальным миром притчи. Мы сами несколько раз на протяжении просмотра меняли мнение, о чем же именно говорится в ленте «Мама!», и несмотря на финальное саморазоблачение фильма, мы не рискнем останавливаться на одном-единственном варианте. Мы решились отказаться от формата обычной рецензии и далее предлагаем вместе обсудить сразу несколько версий, что же именно хотел сказать зрителю Аронофски — возможно, все из ниже перечисленного, возможно, еще что-то, что осталось в голове одного лишь Создателя создателя. Нам придется оперировать конкретными деталями из фильма, потому не оминайте взглядом предупреждение:

Осторожно, спойлеры!

Топ-версия: Это история Бога и Земли-матушки

обзор фильма "Мама!" 2017

Внезапно ближе к финалу «Мама!» оказывается не мистическим триллером, а экранизацией Библии через взгляд женского начала — от Книги Бытия до Книги Откровения. Правда, экранизация не совсем в привычном для нас виде. Вероятно, параллели между сюжетом и Священным Писанием были бы более ясны, если разобраться в иудейском каноне и мифологии или апокрифах (что мы, конечно же, делать поленились). Аронофски вырос в религиозной иудейской семье, но сам рьяным верующим себя не считает, а его убеждения ближе к течениям нью-эйдж со смесью духовности, науки и гражданского активизма.

Связь «Мамы!» с Книгой книг безошибочно подтверждается, когда герой Бардема называет себя «Я той, що є» — это то же самое, что Иегова в образе Неопалимой купины ответил Моисею (в русском переводе «Я есть Сущий», Исход, 3:14). Незадолго до этого момента нам показывают ускоренную версию рождения, жизни и принесения в жертву Божьего Сына; еще раньше — культы вокруг героя Бардема. Героиня Лоуренс, по этой версии, — это смесь Богоматери и Земли-матери, в фильме составляет одно целое с домом. Бардем — Бог, создавший Землю. У Земли все было хорошо, пока он не создал первых людей (герои Харриса и Пфайффер — аналогии Адама и Евы). Разбитый кристалл — первородный грех. Убийство братом брата — история Каина и Авеля. Виноград среди даров ребенку — символ Христа. После пожара невредим оказывается лишь Создатель. Таким образом, Аронофски за 30 миллионов долларов и с помощью одной локации снимает собственный взгляд на библейскую историю мира.

Версия 2: Экологическое послание

обзор фильма "Мама!" 2017

Но героиня Лоуренс — не классическая Богоматерь. Она и жена, и дочь Бога (вспомните шутливое замечание персонажа Эда Харриса о возрастной разнице между супругами), и дом. На ней держится все хозяйство, еда, чистота, гостеприимство, но все пришлые люди относятся к ней плохо: либо принимают ее работу как должное, либо используют. Что, собственно, человечество и делает с нашей планетой. Аронофски, кстати, является экологическим активистом, обладателем нескольких наград от природоохранных и зоозащитных организаций и т. д. Совсем нерадостный моральный приговор человечеству режиссер вынес еще в фильме «Ной» — вспомните вакханалию обреченных на потоп. Беснующаяся толпа в «Маме!» выглядит не лучше. На ее примере Аронофски показывает потребительское отношения к окружающей среде, перенаселение планеты, войны, терроризм, религиозный или иной фанатизм, в общем, все зло нашего мира, которое логично приводит к бунту самой природы-матушки и очищению ее от людей.

Версия 3: Метафора брака

обзор фильма "Мама!" 2017

От размышлений о высоком перейдем к вещам прозаическим. Первую половину фильма, за вычетом мистики, мы наблюдаем на экране историю несбалансированных семейных отношений, в которых одному супругу для полного счастья больше никто не нужен, другой же не мыслит себя без активной социальной жизни. Один — отдает в отношениях все, всем жертвует, включая собственную личность и самореализацию, другой — это лишь принимает, но не отвечает взаимной заботой, а постоянно ищет себя в других. Вполне классическая расстановка отношений в паре, в которой партнер-тихоня (зачастую женщина) обречен на страдания. Добром такой брак, как нам показывают, не кончится.

Версия 4: Ужасы хранительницы домашнего очага

обзор фильма "Мама!" 2017

Самая легкомысленная версия, исходящая из предыдущей: Аронофски просто троллит всех поборников патриархальных ценностей и ведических женщин, делающих ставку на брак. Кротость героини Лоуренс дико раздражает, как и ее неисчерпаемое терпение (те качества, которые с детства прививают девочкам в нашей части мира). Все происходящее на экране — кошмар каждой хозяюшки: чужие пришли, увели мужа, сожрали обед, загадили туалет и чего хуже. Но как только ты думаешь, что Аронофски, наконец-то, готовит бабий бунт и очередной аргумент в пользу феминизма — финал возвращает женщину под опеку мужчины, мол, прости все и терпи. И да, вспоминая вышеупомянутую топ-версию, то Аронофски как-то не прогрессивен в своих воззрениях на гендерную принадлежность Бога.

Версия 5: Это о миграции

обзор фильма "Мама!" 2017

Версия, которой сам Дональд Трамп показал бы большой палец вверх! Обеспеченная консервативная и смешанная этнически пара обустраивает свой дом, не новоприобретенный, а тот, что всегда им принадлежал, тот, который они возродили из руин. Их маленький рай, в котором на всех хватает вкусной пищи и прочих атрибутов уюта. Но вдруг муж латиноамериканской внешности впускает к ним оборванцев с улицы, наглеющих с первой же минуты, бестактных приживал, нарушающих спокойствие дома. Они считают себя в равных правах с хозяевами, пользуются их благами, но сами ничего не делают. К этим чужакам присоединяются их родственники, потом и вовсе какие-то неизвестные люди, и чем больше их становится, тем к большему хаосу это приводит. Кто-то приходит со своей религией, национальными разборками, социальной смутой, насилием, криминалом… О Боже, да возведите вокруг дома чертову стену, наконец!

Версия 6: Метафора творчества

обзор фильма "Мама!" 2017

Немало внимания в фильме «Мама!» уделено взаимоотношениям поэта и музы. Отношения с творческими людьми, как известно, нелегки, что и показывает история супругов из фильма. «Мышка»-жена остается в тени супруга, который не может жить без вдохновения (а благоверная его не дает в достаточном объеме), признания и обожания поклонников. Тихое семейное счастье, к сожалению, не будоражит воображение, в отличии от всяческих конфликтов и катастроф разного масштаба. Творчество требует жертв и накаленных эмоций. Тяжело быть подругой гения, и Аронофски, возможно, пытается войти в положение женщин из собственной жизни. В какой-то момент дом главных героев превращается в типичное богемное место, с постоянными вечеринками, бессмысленной болтовней, держащим ухо востро продюсером (издателем книги), поклонниками и папарацци. В такой обстановочке пироги спокойно печь не будешь! Абсурдность, в которую скатывается все происходящее в помещении, наталкивает даже на мысль, что, возможно, мы видим на экране творческую лабораторию главного герою, а все безумства — это ожившие образы из произведения, которое он пытается написать.

Бонус. Источники вдохновения для фильма «Мама!»:

— «Ребенок Розмари» и фильмы Полански 60-70-х гг.
— фильмы Ингмара Бергмана
— «Антихрист»
— румынская новая волна
— «Виридиана» и «Ангел-истребитель»
— поздний Терренс Малик