В 1984 году на экраны вышла первая часть «Терминатора» — фильма, который до сих пор считается одним из лучших в истории кино. Семь лет спустя режиссер Джеймс Кэмерон снимет его продолжение, которое по культовости даже превзойдет оригинал. Однако обе части, считаясь новаторскими, в то же время очень грамотно заимствовали у менее успешных фильмов. К выходу в прокат фильма «Терминатор: Генезис» oKino.ua вспоминает семь фильмов, которыми вдохновлялся Джеймс Кэмерон для создания своей бессмертной франшизы.

Фильмы о Франкенштейне

Франкенштейн

Кино, как и литература, имеет свои архетипы, которые веками переходят из одного произведения в другое. Но если в литературе почти все фантастические истории вышли из старинных сказок, то в кино о роботах и искусственном интеллекте прародителем жанра может считаться роман Мэри Шелли «Франкенштейн» и его многочисленные экранизации. В самой книге, напомним, Виктор Франкенштейн создавал монстра, который впоследствии начинал преследовать своего создателя. В Голливуде не раз обращались к этой истории, а после Второй мировой в моду даже вошли многочисленные хорроры по ее мотивам. Здесь уже безымянное существо превращалось в агрессивного монстра, несущего разрушение. А основной темой, как и в «Терминаторе», становилась опасность, возникающая, когда человек берет на себя функции Бога.

Механический человек

Фильм режиссера Андре Дида считается первым в истории фильмом о роботах. Сюжет ленты имеет определенные параллели с творением Кэмерона. Так, у Диды преступница Мадо использовала робота, чтобы убить его создателя. В результате чего злобный робот преследовал профессора и его близких. А в одной из самых памятных сцен — герои-люди и вовсе убегали от бегущего за ними киборга на машине. Позже схожий эпизод мы найдем и во втором «Терминаторе», где робот из жидкого металла будет преследовать Сару и Джона Конноров.

Взлетная полоса

Антиутопия французского классика-документалиста Криса Маркера повлияла на всю историю фантастического кино. Его ремейком стала картина «12 обезьян» Терри Гиллиама, но в «Терминаторе» вы также легко найдете отсылки к этому фильму. Чего стоит один сюжет, рассказывающей о мире, уничтоженном ядерной войной. В какой-то момент люди, потерявшие всяческую надежду, решают отправить в прошлое героя, который должен спасти всех. Конечно, у Маркера не было роботов или искусственного интеллекта, но в остальном его история вполне могла вдохновить Кэмерона на создание «Терминатора».

За гранью возможного

Сам Кэмерон не раз признавался, что «За гранью возможного» повлиял на его знаменитое произведение, и именно тот ретро-сериал принято считать главным вдохновителем «Терминатора». Данное телешоу представляло собой фантастическую антологию, где каждая серия имела новый сюжет и героев. В фильме Джеймса Кэмерона хватало отсылок к сериалу, но сюжетные находки из двух его эпизодов («Солдат» и «Демон со стеклянной рукой») создатель «Терминатора» практически украл. В «Солдате» пехотинец из будущего, охваченного глобальной войной, оказывался в нашем времени и пытался убедить политиков задуматься о своих действиях. В «Демоне» есть как прообраз «Скайнета», так и похожая история о человеке, который спасается в прошлом, прихватив с собой из будущего в качестве доказательства грядущих бед стеклянную руку, напоминающую руку киборга в «Терминаторе 2». Сценарист телешоу Хэрлан Эллисон даже подавал в суд на Кэмерона за плагиат. Но вместо громкого разбирательства, Джеймс и Ко уладили всё полюбовно, выплатив Эллисону внушительную сумму отступных.

Западный мир

В этом популярном боевике речь шла о парке аттракционов, где были представлены разные периоды из истории человечества (от доисторического до Древней Греции и Рима). Причем в качестве статистов в парке выступали самые настоящие роботы. В какой-то момент один из роботов (фактически, прообраз обоих плохих киборгов в первой и второй части «Терминатора»), выходит из-под контроля и начинает преследовать героев. Дальше идут многочисленные погони и экшен-сцены, а главное — весьма оригинальный по тем временам спецэффект — глаз робота, проявляющийся на человеческом обличии, что впоследствии мы увидим и в картине Джеймса Кэмерона.

Сотворивший красоток

Практически неизвестный у нас фильм, который в США считается настоящим культом для поклонников фантастического кино. Его режиссером выступил популярный писатель Майкл Крайтон — тот самый человек, ответственный за появление «Парка Юрского периода». Фильм «Сотворивший красоток» сегодня выглядит немного устаревшим, но в нем есть ключевая для Крайтона тема — высокотехнологические исследования в медицине и весьма любопытный сюжет о пластическом хирурге Ларри Робертсе и его экспериментах. Причем некоторые кадры фильма и интерьеры организации Робертса весьма похожи на лабораторию из второго «Терминатора».

Безумный Макс 2: Воин дорог

Еще один фильм, которому Кэмерон множество раз признавался в любви. Если первый «Безумный Макс» был скорее знаковым фильмом о мести, то вторая часть стала прообразом для многих картин о постапокалиптическом мире. Кэмерон не наследует идеи Джорджа Миллера, но, скорее, вдохновляется ими для создания своего киномира и главное — образа Терминатора, так же, как герой Мэла Гибсона, облаченного в кожу и вооруженного обрезом. Вот только там, где Миллер был верен постапокалиптической тематике, Кэмерон оказывается куда больше заинтересован в классических фантастических рассказах об искусственном интеллекте от Рэя Бредбери и Филипа К. Дика.