Определить границы между «авторским кино» и «арт-хаусом» могут в лучшем случае кинокритики или немногочисленные фаны кино. Путаница между этими жанрами так и остаётся хронической болезнью всех киноманов. И если с этими двумя более-менее известными и используемыми категориями ещё хоть как-то разобраться можно, то с «видеоартом» дела совсем плохо.


Всё, что следует ниже, как раз и сосредоточено вокруг этой проблемы: расставить эти виды кино по своим местам…



Всё началось ещё в 20-30-х годах прошлого века, когда впервые начали прорастать идеи о том, что кино разделяется на развлекательное (предназначенное для массового зрителя) и серьёзное (полноценное произведение искусства, предназначенное для интеллектуальной аудитории). Вторые и заложили фундамент для появления экспериментального, прогрессивного кино. По сей день те кинематографические приёмы, которые используются в авангардном кино, спустя несколько лет переползают в кино для более широкой аудитории.
Например, странное светящееся оружие в одном фантастическом авангардном фильме 40-х годов изначально было воспринято, как наивная выдумка режиссёра. Однако, когда в 70-х годах практически такие же мечи появились в «Звёздных войнах» Лукаса, то половине тинейджеров мира снилось то, как они мастерски размахивают подобным мечём.
Словом, именно из кинематографического авангарда черпаются смелые идеи для более популярного кино. Сегодня три самых основных направления кино-авангарда — это, уже упомянутые {артхаус}, «авторское кино» и [видеоарт].


Слово «Артхаус» появилось в 40-х годах в США, однако не как направление в кино, а вид кинотеатров, в которых показывались классические довоенные ленты, независимые фильмы и зарубежное кино.


Как правило, видеоартовские картины вовсе бессюжетны, направлены, скорее, на передачу определенных философских, эстетических или идеологических посланий (Д. Десятирик)


Артхаус и Авторское кино являются синонимами. Основным критерием как первого, так и второго вида кино является то, что главная фигура в создании фильма — не продюсер, а режиссёр (проще говоря, автор).

 



Во всём мире понятие артхаус включает практически всё то кино, которое не подпадает под понятие мейнстрим. На постсоветском же пространстве такие фильмы привыкли называть «авторским кино».
Причина именно такого названия в том, что те режиссёры, которые выходили за рамки советской цензуры, автоматически условно идентифицировались, как «авторы». В то время, как подавляющее большинство советских фильмов создавалось при более или менее активном участии советской цензуры.

 


Именно благодаря [видеоарту] кино продолжает развиваться ещё и как вид именно изобразительного искусства.
Пионером видеоарта считается корейско-американский художник Нам Джун Пайк, который в середине 60-х годов впервые использовал кинокамеру для того, чтобы создать своеобразную «живую картину».
В большинстве случаев видеоартовские ленты бессюжетны. 

Как правило, видеоартовские картины вовсе бессюжетны, направлены, скорее, на передачу определенных философских, эстетических или идеологических посланий (Д. Десятирик)

Рывок в развитии видеоарта состоялся в 1973–74 гг., когда в широкой продаже появились доступные по цене ручные видеокамеры.
В этом виде кино имеет значение не только сам фильм, но и условия его демонстрации. Нередко демонстрация ленты сопровождается с определённым перфомансом во время просмотра, оригинальностью пространства, в котором демонстрируется фильм и т. д.
К примеру многочасовые бессюжетные ленты Энди Уорхолла («Спит», «Ест») демонстрировались на оргиастических перформансах и проецировались не только на стены, пол или потолок помещения, но и на тела зрителей.
Одним из признанных классиков видеоарта является Билл Виола (Bill Viola). Предлагаю посмотреть клип про этого мастера.


Среди украинских авторов, работающих в видеоарте стоит отметить режиссёра и художника Оксану Чепелик и Илью Чичкана.

У всех этих направлений в кино есть свои общие знаменатели: неприбыльность, неоднородность, маргинальность. Кроме того практически невозможно однозначно определить жанр фильма, который относится к любому из вышеперечисленных видов кино.

Написано под Bon Iver альбом «For Emma, Forever Ago» [2007]