На канале HBO с двухчасового пилотного эпизода стартовал долгожданный сериал Мартина Скорсезе и Мика Джаггера «Винил». oKino.ua посмотрели первую серию, которая пока вызывает больше вопросов, чем восторгов.

70-е

кадр из сериала Винил

Мартин Скорсезе всегда был фанатом музыки и не понаслышке знаком с атмосферой, царящей внутри индустрии. Его первый знаковый фильм, «Злые улицы», вышел как раз в 70-х, и в нем, так же как и в последующих картинах режиссера, хватало саундтреков из той эпохи. Именно об этом периоде и рассказывает сериал «Винил». Его главная приманка — атмосфера 70-х. Главные действующие лица — выдуманные и реальные персонажи нью-йоркской музыкальной сцены. Они носят яркие наряды, вовсю употребляют наркоту и занимаются сексом. Таким принято считать это время, и таким Скорсезе подает его в сериале. Не добавляя ничего нового, не удивляя неожиданными откровениями, не пытаясь что-либо переосмыслить. Отсюда и первое разочарование: «Винил» пока напоминает десятилетие с красивой фотографии, эпоху, поданную по популярным журналам, а не личным ощущениям.

Скорсезе после Скорсезе

кадр из сериала Винил

Яркий персонаж, сотворивший себя сам весьма нечестным образом, его раскаяния, наркотики, оргии в клубах, отрыв в самолете, красавица жена и весельчаки-коллеги. Кажется, где-то мы это уже видели. Кажется, даже у Скорсезе в недавнем «Волке с Уолл-Стрит». Если приглядеться, то между «Винилом» и предыдущим детищем Марти не такая большая разница. Особенно если добавить к ним еще и другое знаковое творение режиссера — «Казино». Да, в них показаны разные миры, но ударные сцены и структура оказываются до боли похожими. При этом «Волк» и без того не был новым словом в кино, а, скорее, просто напоминанием о лихих временах самого режиссера. «Винил» же — это напоминание о напоминании. Здесь символична сцена в самолете. В «Волке» она была показана как безумная нарко-оргия, в «Виниле» Скорсезе иронично переосмысливает ее на новый лад, и главный герой уже отказывается принимать участие во всеобщем нарко-секс-пиршестве. Выглядит это как забавное подмигивание поклонникам фильма. Вот только если единичное подмигивание — это забавный жест, регулярное — нездоровый тик.

Скорсезе после «Безумцев»

кадр из сериала Винил

Символично, что за несколько лет до Скорсезе об американском прошлом уже говорил Мэттью Уэйнер в «Безумцах». Вот только там эпоха дополняла сюжетную линию, здесь же все оказывается с точностью до наоборот. Уэйнер помещал героев в определенной исторический период и давал им жить своей жизнью, Скорсезе излишне озабочен самой эпохой, а герои для него лишь дополнительный атрибут. В «Безумцах» люди могли действовать в разрез с ожиданиями, быть живыми, удивлять своими поступками. В «Виниле» с этим пока сложнее. Заданные рамки 70-х и схематичность не позволяют никому отойти от условных типажей. Эпоха диктует свои правила, музыкальная индустрия — свои. Все это мы видели и слышали десятки раз — и Скорсезе опять-таки не намерен здесь что-то менять.

Миф

кадр из сериала Винил

Скорсезе интересует не столько реальность, сколько миф. «Винил» — это, прежде всего, воссоздание и воскрешение той ауры, которой окутано десятилетие. Убийство в нем — это просто часть трипа, раскаяние — лишь кратковременный отходняк, а наркотики — такой же повседневный атрибут, как гигиеническая помада. В целом это не так уж и плохо: музыканты, поклонницы, звукозаписывающая индустрия — замкнутый мир, который всегда манил к себе миллионы людей. Сериал словно дает возможность нам наконец-то ощутить, каково это быть его частью. Но проблема в том, что кроме мифа Скорсезе пока нечего предложить. Герои отыгрывают стереотипы десятилетия, а вся история напоминает задорный репортаж журнала «Rolling Stones» не первой свежести. Его приятно полистать на досуге, здорово просмотреть картинки, но перечитывая все в очередной раз, вы вряд ли уже найдете там что-то новое.

Пестрое и серое

кадр из сериала Винил

Герои сериала носят яркие наряды, все вокруг подано в красочных цветах и даже ночь здесь полна всевозможнейших оттенков. Дополняет это и отличный саундтрек. Но, как ни странно, за таким изобилием оказываются совсем скрыты ключевые персонажи. Пока в сериале интересен только Ричи Финестра в исполнении Бобби Каннавале. С остальными все обстоит куда хуже. Когда в кадре появляется героиня Джуно Темпл, можно сразу предположить, что скоро мы увидим ее обнаженную грудь — и эта единственная интрига, которая и так довольно быстро находит свое подтверждение. Героиня Оливии Уайлд вроде бы и имеет какую-то тайну, но ее прошлое также не особенно интригует. Как и история всех помощников Финестра, выглядящих на одно лицо. Так оказывается, что Ричи Финестра живет в довольно безликом мире, где даже окружающий блеск не способен скрыть его пустоты. Возможно, это и есть задумка Скорсезе. А если так, то продолжение шоу еще способно перевернуть все вверх ногами. Пока же это просто приятный бонус к фильмографии большого режиссера.