111-й выпуск нашей постоянной рубрики обещает вам познавательные выходные: большая часть фильмов либо основаны на реальных событиях, либо повествуют о каком-то историческом периоде. Также вам наверняка придется прогуляться до кинотеатра (и не только ради новых «ХХХ») — прокат вновь радует интересными новинками. Обращаем также ваше внимание, что на этой неделе в прокат выходит документальный фильм про защитников донецкого аэропорта «Воины духа».

Старинки

история

Новинки

 в прокате 

Молчание 

Молчание

Реж. Мартин Скорсезе

О чем: первая половина XVII века, двое молодых иезуитов отправляются в Японию, где происходят гонения на христиан, чтобы нести Слово Божье и отыскать пропавшего без вести священника.

О чем: это следующий после «Волка с Уолл-стрит» фильм Мартина Скорсезе, в котором он неожиданно возвращается к исторической тематике и вопросам веры и религии. Идея экранизировать роман Сюсаку Эндо о распространении христианства в Японии пришла к Скорсезе спустя пару лет после выхода его скандального «Последнего искушения Христа», вызвавшего недовольство католической церкви. С лентой «Молчание» вышла совсем другая история: Папа Римский Франциск посмотрел фильм сам, показал его нескольким сотням иезуитов — своим собратьям по ордену, провел аудиенцию для Скорсезе и его семьи, и даже пошутил о том, что актеру Эндрю Гарфилду надо принимать обет, так хорошо он вжился в образ монаха. И действительно, «Молчание» в первую очередь воспримется религиозными зрителями, так как Скорсезе здесь не углубляется в саму суть христианства, используя его скорее как макгаффин для истории о верности своим убеждениям и конформизме. Вместо христианства здесь могла бы быть любая другая религия или мировоззрение, а вместо заключения у японского инквизитора — нацистский концлагерь. Хотя, при желании, можно увидеть тонкий троллинг в том, что все христиане-японцы в фильме — необразованная чумазая беднота в лохмотьях, в отличие от чистых и культурных буддистов. Если философская глубина фильма вызывает вопросы, то к художественно-выразительной части придраться нельзя. С первых же кадров Скорсезе выстраивает впечатляющие живописные панорамы в тумане, среди источников вдохновения угадываются старое японское кино и Тарковский, троица Гарфилд — Драйвер — Нисон выкладывается по полной, как и японские артисты. Интересно, что в роли одного из селян снялся Синья Цукамото, создатель культовых киберпанк-фильмов о Тэцуо, железном человеке.

 в прокате 

Рождение нации

Рождение нации

Реж. Нэйт Паркер

О чем: о Нэте Тернере, темнокожем рабе-пасторе, который поднял большое восстание в штате Вирджиния в 1831 году.

Зачем смотреть: нашумевший в США фильм, который, к счастью, выходит за рамки типичного антирасистского поучительного кино. Известный актер Нэйт Паркер, для которого «Рождение нации» стало режиссерским дебютом, не сдерживает темнокожих героев в проявлениях ответного насилия — здесь такой же беспощадный праведный гнев, как и в «Джанго освобожденном», но совсем без юмора. Причем зрителя так долго готовят мучениями рабов, что зрелищная экшен-кульминация просто удовлетворяет оскорбленное чувство справедливости. Некоторые критики упрекали Нэйта Паркера в озлобленности (а современная политика памяти учит не сводить счеты, а искать пути примирения), хотя ее можно списать на экспрессивную манеру режиссера, по-видимому, вдохновлявшегося современными видеоклипами. Не зря за кадром, несмотря на исторический жанр, звучат Nas, Ne-Yo и Gucci Mane с Lil’ Wayne. Шумиха вокруг «Рождения нации» поднялась после победы фильма на «Санденсе», и фильму прочили успех на «Оскаре», пока не случился скандал. В минувшем августе американская пресса вспомнила давнюю историю о том, как Паркер и его друг, соавтор сценария, будучи студентами, изнасиловали девушку. Хотя оба были оправданы в суде, обстоятельства дела и дальнейшая судьба потерпевшей вызывают много вопросов. Все это сильно подпортило репутацию и создателям фильма, и ему самому, что, впрочем, не умаляет качества самого «Рождения нации».

 в прокате 

Преисподняя

Преисподняя

Реж. Мартин Кулховен

О чем: Дикий Запад. Молодую мать-одиночку Лиз преследует психопат-проповедник. Ей не остается ничего другого, как дать ему отпор.

Зачем смотреть: если вы соскучились по актерам из «Игры престолов» и жестоким вестернам, не щадящим ни героев, ни зрителей. На вторых ролях в «Преисподней» — Кит Харингтон и Кэрис Ван Хаутен, оттеняющие напряженное противостояние персонажей Дакоты Фаннинг (Лиз) и Гая Пирса (проповедник). На первый план в изобилующей насилием «Преисподней» выходит тема угнетения женщин, которых в классических вестернах не особо жаловали, и в ленте они получают свой шанс на возмездие. Отдельного внимания в картине заслуживают операторская работа и привязка к Библии, которая склеивает сюжетные главы.

Кристин

Реж. Антонио Кампос

О чем: о Кристин Чаббак, 29-летней ведущей телеканала во Флориде, которая совершила самоубийство в прямом эфире.

Зачем смотреть: пускай вас не отпугивает трагичный сюжет — да, «Кристин» — это история о самоубийстве, вернее о том, каким образом человек пришел к такому печальному жизненному финалу. И вряд ли бы биография Кристин Чаббак заинтересовала кинематографистов, если бы не ее последний поступок 15 июля 1974 года. Но режиссер Антонио Кампос и сценарист Крэйг Шилович превращают историю Чаббак в нечто большее, чем экранизацию новости о суициде. Во-первых, это убедительный портрет молодого амбициозного человека, страдающего от одиночества, несоответствия желаний и реальности и распространенных психологических проблем. Во-вторых, Кристин Чаббак — умная и сильная женщина, которую и погубила ее сила и неумение делиться своими тревогами с окружающими. В-третьих, фильм прекрасно описывает процесс постепенного превращения телевидения в помойку из чернухи, подглядывания за соседями и желтушно-развлекательного контента — что также оказывало давление на Чаббак, желавшую заниматься серьезной журналистикой. В-четвертых, «Кристин» многое говорит о нас нынешних на уровне межличностных и общественных отношений. На словах сочувствующие близкие главной героини на самом деле пропустили переломный момент в ее депрессивном состоянии, и это актуальная проблема невнимательности людей друг к другу — когда знакомые люди оказываются не ближе героев телесюжетов, за чьими бедами мы «участливо» наблюдаем со стороны. И в-пятых, в этом фильме Ребекка Холл сыграла свою лучшую роль в карьере, которая была бы достойна «Золотых глобусов» и «Оскаров», если бы картина «Кристин» попала в кинонаградную конъюнктуру.

 в прокате 

KISFF Weekend

KISFF Weekend

21—22 января в кинотеатре «Кинопанорама» покажут три программы фильмов лучшего в Украине фестиваля короткометражного кино — KISFF (Kyiv International Short Film Festival). Это фильмы-победители KISFF-2016, комедии и программа Dark Side, в которой собраны работы, представляющие темную сторону жизни.

Расписание:

суббота, 21 января, 18:00 — победители KISFF-2016
суббота, 21 января, 20:00 — Comedy Shorts
воскресенье, 22 января, 20:00 — Dark Side

Билеты можно приобрести на Concert.ua, 1001bilet и в кассе «Кинопанорама».

Старинки

Черная сутана

Реж. Брюс Бересфорд

О чем: первая половина XVII века, Новая Франция (Канада), молодой иезуит в сопровождении индейцев разыскивает племя гуронов, чтобы обратить их в христианство.

Зачем смотреть: этот отличный старый фильм мы советуем в связи с премьерой «Молчания». Понравится вам или нет новый фильм Скорсезе — смотреть «Черную сутану» очень интересно. Оба фильма похожи по сюжету: одно время действия, монахи-иезуиты, столкновение христианской религии и других верований. В сравнении обеих картин лучше раскрываются их идеи. Если Скорсезе, по большому счету, делает сильный перевес в пользу христианства и пероев-европейцев, изображая японцев схематически, то в «Черной сутане» речь изначально идет о столкновении разных, но равноправных культур и мировоззрений. Индейцы здесь далеко не положительные герои (из-за этого «Черную сутану» в свое время подвергли критике), но детально выписанные и живые, а не просто экзотический антураж для белого главного персонажа. Создатели фильма старались придерживаться исторической точности в изображении жизни индейцев и колонизаторов, вплоть до включения в сюжет диалогов на языках индейских племен. «Черная сутана» подает не романтическое изображение того времени, а показывает враждебность, недоверие и жестокость в отношениях между пришлыми европейцами и тогдашними хозяевами американских земель и вообще ставит под вопрос возможность безопасного диалога между культурами.