Недавно на канале BBC America состоялась премьера третьего сезона сериала «Темное дитя», в котором Татьяна Маслани виртуозно играет женских клонов своего персонажа. oKino.ua объясняет, почему этот сериал настолько важен для сегодняшнего дня и как он перерос из развлекательного шоу в спусковой крючок к серьезным дискуссиям о будущем человечества.

Завязка

Темное дитя

Для обстоятельного разговора о сериале стоит напомнить, с чего все началось два года. Сара, девушка панковского вида с внушительным весом краденого кокаина, случайно оказывается свидетельницей смерти молодой женщины, прыгнувшей под поезд. Загвоздка заключается в том, что эта умершая женщина до жути похожа на Сару. Взбалмошная Сара поначалу решает, что это знак судьбы, и пытается встроиться в жизнь погибшей, но затем понимает, что к ее существующим проблемам добавляется еще ворох новых — и довольно серьезных — неприятностей из ее новоприобретенной жизни. Дальше девушка встречает и других своих клонов, а затем их вдруг начинают убивать.

Сезонная эволюция

Темное дитя

Первый сезон сериала пролетает незаметно. Его можно посмотреть за выходные, он довольно динамично устроен и больше напоминает очень толковый экшн-триллер, в котором вся «научно-фантастическая» составляющая взята скорее как трамплин для сюжетных кульбитов. Поначалу никаких рефлексий на тему клонирования, философствований на тему нашего тревожного высокотехнологичного будущего не считывается. Нам просто показывают, как Татьяна Маслани, мастерски перевоплощаясь то в одну, то в другую личность, выныривает из очередной передряги. И для первого сезона этого было достаточно. Но второй сезон оказался совсем другим, кардинально сменил намеченную до этого динамичную и дерзкую линию развития. Отсеялись любители всего «эффектного», не разглядевшие в сериале большой драматический потенциал. Со второго сезона акцент «Темного дитя» сместился уже непосредственно к личностям клонов: мы начинаем узнавать их лучше и обрастать еще большей эмпатией к персонажам. Кто-то из этих женщин пытается наладить отношения со своим мужем, кому-то предстоит обрести родного отца, третья медитирует над своими фотоснимками из детства и так далее. Словом, жанровый переход сериала из подобную «мыльность» здесь совершенно оправдан и только углубляет тему и идею «Темного дитя» — редкий случай для телевизионной практики, для которой уход в «мыло» означает творческую капитуляцию и кризис идей.

Серьезное развлечение

Темное дитя

После того, как все высказались по поводу гениальности актерской игры Татьяны Маслани и наградили ее и сериал во всевозможных номинациях, яркая обертка «Темного дитя» спала. И стало ясно, насколько это действительно шоу «о будущем» и «о важном» — и уж поважнее, чем очередной атмосферный мини-сериал про какое-нибудь нетипичное убийство. Что вы знаете о клонировании, помимо несчастной овечки Долли — первого удачного опыта клонирования животного, прожившей семь лет? Эта тема находится на новостной обочине, поскольку ее трудно и неудобно подавать. А между тем, ученые достигают все больших и больших успехов на этой почве. Правда, о результатах их достижений мало кто знает, кроме, скажем, постоянных читателей профильной прессы вроде журнала Nature. И несмотря на то, что ученое сообщество постоянно подчеркивает тот факт, что клонированные ими эмбрионы предназначены в основном для исследовательских или же терапевтических целей, здравомыслящие люди понимают, что клонирование человека — вопрос времени. Например, обозреватель Forbes Джон Фаррелл считает, что прорыв в этой области означает реальную возможность репродуктивного клонирования в течении ближайших десяти лет.

Моральная дилемма

Темное дитя

«Темное дитя» существует в реальности, в которой клонирование — это нечто, что нам просто приходится принять. В силу сюжета: напомним, все клоны главной героини созданы в результате заговора безумных биологов на большие правительственные деньги. Дальше сериал «очеловечивает» клонов: нам не приходится задумываться о них как о неких дефективных или же искусственных существах, мы проникаемся к ним сочувствием, входим в положение каждой женщины. Но все это возвращает к мысли про общественную дискуссию относительно клонирования, которой уже много лет. У противников этого метода есть множество аргументов в свою пользу: одни небезосновательно называют клонирование — возвратом к евгенике (в негативном смысле), другие вспоминают религиозно-этические аспекты — и тоже в каком-то смысле правы. Но голос тех, кто является сторонником клонов, тоже звучит громко и уверенно: плюсов тоже имеется внушительное количество. Единственно верного мнения на этот счет так и не сложилось, вот поэтому сериал «Темное дитя» и обладает исключительной важностью в наше время. Он вызывает заинтересованность темой, провоцирует дискуссии (не зря о нем пишут даже в серьезных научных журналах), чтобы пламенный религиозный фанатик задумался о клонировании не только с ракурса «бездуховности», а еще и о как о возможном способе, скажем, предотвращения тяжелейших наследственных заболеваний.