Каждое десятилетие в мире появляются новые тренды и явления. Разумеется, все это не обходит стороной и кино. Начиная со своего рождения, кино постоянно искало новые способы развлекать — и если когда-то этим самым развлечением были исторические ленты, то теперь им на смену пришли истории о супергероях. В преддверии летнего сезона блокбастеров oKino.ua вспоминает основные этапы эволюции дорогого зрительского кино.

2010-е: супергеройское кино

промо фильма "Мстители: Эра Альтрона"

Всё последнее десятилетие проходит под аккомпанемент комиксов, а главным противостоянием стало не привычное ранее соревнование студий или режиссеров, а противоборство двух главных комиксовых вселенных — Marvel и DC Comics. Пока верх берут представители Marvel, а среди их новшеств — привлечение к супергеройским экранизациям авторов, работавших ранее в фестивальном кино.

2000-е: франшизы

промо "Властелина колец"

Многие критики полагают, что именно с 2000-х начался кризис кино, ведь тогда студии окончательно поняли, что лучше всего продаются не фильмы-одиночки, а долгоиграющие франшизы. Как результат, в это десятилетие начался настоящий наплыв кино с продолжением, а среди лидеров бокс-офиса то и дело фигурировала трилогия «Властелин колец», серия картин о Гарри Поттере, «Человек-паук» и анимация «Ледниковый период».

90-е: семейное кино

Парк Юрского периода

Сегодня фильмы 90-х кажутся излишне наивными, но, на самом деле, это было то, что хотели увидеть зрители того времени. Не случайно, самыми кассовыми фильмами то и дело становились истории для детей: «Один дома» (в 1990-м), мультики «Аладдин» (1992) и «История игрушек» (1995), «Парк Юрского периода» (1993). Поход в кино стало делом всей семьи и Голливуд, соответственно, должен был учитывать эти веяния.

80-е: фантастика

Е. Т. Инопланетянин

Мода на киберпанк, панк и новый виток в поп-культуре привели к тому, что в кино в это десятилетие доминировала фантастика. В конце 70-х на экраны вышел «Чужой». В 1982-м «Бегущий по лезвию», а в лидерах бокс-офиса то и дело оказывались фантастические ленты: будь то «Звездные войны», «Инопланетянин» или «Назад в будущее».

70-е: конец нового Голливуда

Челюсти

1970-е стали переломными в истории Голливуда. Именно тогда закончилась кратковременная мода на небольшое авторское кино, подарившее миру фильмы таких режиссеров, как Мартин Скорсезе, Френсис Форд Коппола и многих других. С другой, в этот же период появились такие блокбастеры, как «Челюсти» и «Звездные войны». В какой-то мере они изменили все: с тех пор большие студии окончательно стали ориентироваться на масштабное развлекательное кино.

60-е: мир на грани

Из России с любовью

В 60-е Америка переживала войну во Вьетнаме и холодную войну. Разумеется, это не могло не отразиться на Голливуде. Одной из ключевых тем в этот период стала угроза миру. Об этом говорилось в фильмах об агенте 007, которые из раза в раз становились лидерами проката. Это было в центре сюжета «Планеты обезьян». Альтернативой подобному кино, как ни странно, становились мюзиклы. Среди ключевых фильмов десятилетия «Звуки музыки» и «Вестсайдская история».

50-е: пеплумы

Бен-Гур

После Второй мировой войны США необходимо было вновь доказывать свою мощь. Голливуд переживал не лучшие времена, студийная система трещала по швам, а обычные американцы открывали для себя мир ТВ. Чтобы как-то исправить ситуацию, в Голливуде стали снимать пеплумы — масштабные продолжительные фильмы на античные или библейские сюжеты. Отсюда и три главные киноленты десятилетия: «Бен-Гур», «Камо грядеши» и «Десять заповедей».

40-е: война и доброта

Сержант Йорк

Это десятилетие прошло под знаком войны. Поэтому ничего удивительного, что в большом кино доминировали ленты на военную тематику («Сержант Йорк»), которые несли грамотный агитационный посыл. Но параллельно с этим простой зритель хотел как-то отвлечься от всех окружающих его ужасов. Понимая это, Голливуд делал все больший упор на мультики («Пиноккио») и жизнеутверждающие ленты вроде драмы «Эта замечательная жизнь».

30-е: приход звука

На западном фронте без перемен

В 30-е кино наконец-то заговорило и, разумеется, самые зрелищные ленты были так или иначе связаны со звуком. Тут уже не было особых сюжетных приоритетов: в ход шли любые темы, а среди лидеров проката могла запросто оказаться экранизация Ремарка «На западном фронте без перемен», военный фильм Ховарда Хоукса «Ангелы ада» или многочисленные вестерны, на которые в Голливуде как раз начиналась мода.

Немое кино: история и зрелище

Нетерпимость

Практически со своих первых шагов кинематограф стремился развлекать, и в немом кино уже знали не понаслышке, как снимать зрелищное и масштабное кино. Дэвид Уорк Гриффит своими лентами «Рождение нации» и «Нетерпимость» фактически заложил основы всех будущих блокбастеров. При этом сам он вдохновлялся итальянским кино, где за несколько лет до Голливуда стали создавать дорогущие эпические картины, первые пеплумы и первые полнометражные блокбастеры («Падение Трои», «Quo vadis?», «Кабирия»).