В прошлом году влиятельный британский журнал Sight & Sound провел опрос среди мировых экспертов. Главной целью издания было выяснить лучшие фильмы в истории кино, разумеется, с поправкой на субъективность каждого из опрошенных. Тогда больше всего упоминаний удостоилась картина «Головокружение» Альфреда Хичкока. От Украины в опросе принимал участие только глава кинофестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи. В oKino.ua решили исправить эту оплошность и провести свой собственный опрос 10 ведущих украинских кинокритиков. Первую его половину мы опубликовали во вторник, сегодня вторая — заключительная — часть.

1
Украинские критики о лучших фильмах в истории кино. Часть 2

Золотая лихорадка

Реж. Чарльз Чаплин, 1925

Потому что Чаплин здесь доводит концентрацию смешного в трагическом до  какого-то критического показателя.

Украинские критики о лучших фильмах в истории кино. Часть 2

Андрей Алферов

Леди из Шанхая

Реж. Орсон Уэллс, 1947

Культовый триллер, содержащий одну из самых эффектных сцен мирового кино, в которой герои, оказавшись в зеркальной комнате, устраивают грандиозную перестрелку. Для Орсона Уэллса это был повод продемонстрировать блеск своего режиссерского стиля, виртуозность камеры с глубинной съемкой и отрицательное обаяние стриженой, выкрашенной в платиновую блондинку Риты Хэйворт.

Ворон

Реж. Анри-Жорж Клузо, 1943

Созданный в оккупированной фашистами Франции триллер, среди прочего, снял табу с образа ребенка в кино. Пугающие близняшки в «Сиянии» Кубрика пришли от Клузо.

Плата за страх

Реж. Анри-Жорж Клузо, 1953

Фильм, буквально фрустрировавший Хичкока: после «Платы» и «Дьяволиц» того же Клузо хичкоковские ленты начнут растягиваться и углубляться в психологию героев, пока не доведут его до «Головокружения». Родоначальник исконно американского жанра автомобильного триллера, из которого вышли «Дуэль» Спилберга, «Конвой» Пекинпы и «Колдун» Фридкина.

Психо

Реж. Альфред Хичкок, 1960

Образцовый триллер, который с почти порнографической очевидностью идеальной кинематографической пластики доказал, что кино — это не чувства и даже не приключения. Кино, по Хичкоку, это — оформленный как замочная скважина кадр, безучастный свет и голая блондинка на белом фоне-то  ли кафеля, то ли экрана.

Сансет бульвар

Реж. Билли Уайлдер, 1950

Одна из самых фантасмагорических трагедий в истории кино, где от начала до конца выдержан шекспировский уровень, включая пугающую близость страшного и смешного. Фильм задается простым, как все трагическое, вопросом: что делать, если мы умираем прежде собственных тел?

Лица

Реж. Джон Кассаветис, 1968

Золотой стандарт американской инди-драмы , снятой главным «независимым» американского кино. «Лица» берут зрителя за горло и бросают в самое сердце еще не понятной, но уже слишком далеко зашедшей истории — в чужую жизнь. Где не молодые уже герои теряют на глазах у зрителя соответствие своим социальным ролям.

Самурай

Реж. Жан-Пьер Мельвиль, 1967

Скупая, герметичная и совершенная драма одиночества в большом городе, с лучшим в мире Аленом Делоном, выглядящим немым. Как и сам фильм, который походит на восточную церемонию, на которой не принято чесать языком. «Леон», «Бешеные псы» и  «Пес-призрак»  — все они несут отпечаток мельвилевского «Самурая».

Крестный отец

Реж. Френсис Форд Коппола, 1972

Бессмертное кино, таящее в себе многим невидимую гармонию, роман, проходящий на грани между авторским и большим жанровым кино. Гангстерскую сагу Коппола рассказывает языком французской «новой волны».

Таксист

Реж. Мартин Скорсезе, 1976

Главный фильм про одиночество и войну, которая никогда не заканчивается. Де Ниро тут совершает переход из нормы в безумие и обратно с такой интенсивностью, что те меняются местами. Оператор Майкл Чэпмен так снимает желтое такси Трэвиса в чернильном Нью-Йорке , что экран охватывает визуальный блюз, рифмующийся с гениальной музыкой великого Бернарда Херрманна. Фильм вызывает смятение, потому что из него и происходит.

2
Украинские критики о лучших фильмах в истории кино. Часть 2

Паровоз Генерал

Реж. Бастер КитонКлайд Брукман, 1926

Война предстает здесь не как пространство героических свершений или череда жестоких преступлений, а как забавный в своей бестолковости хаос, бесцеремонно вторгающийся в жизнь простых людей. Этих людей, выбитых из колеи привычного существования, поставленных под ружье, не заботят победа правого дела и воинские добродетели: даже совершая чудеса отваги, они всего лишь хотят выжить и спасти жизнь близких, сохранить в целости все, что только возможно, пока не истечет время военной напасти.

Украинские критики о лучших фильмах в истории кино. Часть 2

Александр Гусев

Метрополис

Реж. Фриц Ланг, 1927

Этот фильм, в котором мистика немецкого романтизма становится основой современной научной фантастики, можно назвать шедевром как утопии, так и антиутопии. Используя библейские метафоры и образы в пророчествах о наступлении техногенной цивилизации, авторы картины обращают к пролетариату, интеллигенции и  топ-менеджерам всех времен призыв соединиться в любви и взаимоуважении, без которых самое высокоразвитое общество рано или поздно летит в тартарары.

Дети райка

Реж. Марсель Карне, 1945

В этой жемчужине поэтического реализма театральная атмосфера и обыгрывание сюжетов и амплуа литературной классики ХIX столетия подчеркивают вневременной, притчевый характер повествования о невозможности счастья и тщетных попытках героев найти утешение и забвение в творчестве, простом семейном благополучии и самоиронии. Мизансцены, персонажи и диалоги настолько отточены и выразительны, что недоброжелатели могли упрекнуть фильм лишь в неуместной безупречности. Как писал Антониони, «его новизна, а следовательно, его величие слишком сознательны, его грамматика, его синтаксис нечеловечески совершенны».

В джазе только девушки

Реж. Билли Уайлдер, 1959

Эта, вероятно, самая остроумная комедия в истории кино стала своеобразным гимном гетеросексуальности. Старый сюжетный трюк с мужчинами, вынужденными изображать женщин, используется для испытания нашей способности скрывать или изменять свою сексуальную идентичность. Если угроза смерти сдерживает простое вожделение, она оказывается слишком хрупкой преградой для любви, «что движет солнце и светила».

Андрей Рублев

Реж. Андрей Тарковский, 1966

Картина посвящена трагедии человека, чье мироощущение вступает в конфликт с идеологией и нравами страны и эпохи, представителем которых он оказывается, и триумфу художника, способного среди окружающего уродства отыскать источник вдохновения для выражения своего идеала. Тарковский говорит о неизбывности Зла и нашей способности ему противостоять, показывая, что «Троица», произведение, символизирующее нерушимое единство и гармонию, создано, подобно самому фильму, в эпоху духовной розни, тирании и нетерпимости.

Комиссар

Реж. Александр Аскольдов, 1967

Трудно отыскать фильм, подвергшийся репрессиям по причинам более обоснованным идеологически, чем эта картина о конфликте патриархального, трудолюбивого, глубоко религиозного мира и революционной стихии, в борьбе за лучшее завтра готовой стереть с лица земли этот мир вместе с его обитателями. Именно эти обитатели, представленные семьей Магазаник (вольность, недопустимая в советском обществе, где после «Дела врачей» вновь расцвел подбулыжный антисемитизм Российской империи), показаны носителями высшей доблести, заключенной в ревностном и радостном соблюдении семейных ценностей, в заботе о ближних, в тяжелом будничном труде, а не в жертвенной борьбе комиссара Вавиловой, отважного воина и решительного, безжалостного командира, чье материнство воспринимается как контрреволюционный акт. Симпатии авторов в этом споре слишком очевидны даже не потому, что построение справедливого общества, за которое идет в бой Вавилова, сомнительно даже для нее самой — просто никакие блага совершенного государства не смогут оправдать уничтожение Магазаников и миллионов таких, как они.

Долгие проводы

Реж. Кира Муратова, 1971

Пронзительная история взаимоотношений матери и сына, взбалмошной, отчаянно цепляющейся за свои разбитые иллюзии женщины и подростка, со всем неистовством юношеского нигилизма стремящегося вырваться из-под ее опостылевшей опеки. Попытки героини удержать его подле себя лишь усиливают его решимость, однако то, чему не в силах противостоять беспомощная материнская диктатура, удерживает безоглядная сыновняя любовь.

Соломенные псы

Реж. Сэм Пекинпа, 1971

Ошеломляющая притча о столкновении цивилизации и варварства, кровавый финал которой воспринимается как избавление от тягучего кошмара. Взгляд героя Дастина Хоффмана сквозь разбитые стекла интеллигентских очков, полный сосредоточенной ярости и невозмутимого бесстрашия, стал самым выразительным кинообразом мужества тех, кто, раз за разом подставляя вторую щеку в ответ на оплеухи, без колебаний ввязывается в драку, когда речь заходит о защите самого ничтожного из его ближних.

Мой друг Иван Лапшин

Реж. Алексей Герман, 1984

У Алексея Германа — с его даром запечатлевать утраченное время — подлинное содержание составляют не события, а атмосфера и характеры. Сюжетные линии растворяются в жестах, обрывках сбивчивых разговоров, бытовых подробностях и прочих словно бы случайных фрагментах существования нескольких хороших людей из провинциального городка, стойко переживающих простое человеческое несчастье. Их неказистая повседневность, будто жизнь тех десяти праведников, которых не удалось отыскать в Содоме и Гоморре, оправдывает и хранит страну, уверенно шагающую навстречу большим чисткам, великой войне и светлому будущему.

Бешеные псы

Реж. Квентин Тарантино, 1992

Буквально за каждым образом и этой камерной драмы, вознесенной на волну успеха задним числом, благодаря триумфу «Криминального чтива», стоит богатая традиция изображения преступников, ведущая родословную от баллад о Робин Гуде, традиция, любовно разобранная на составляющие и безжалостно высмеянная. И все же в «Бешеных псах», как и в прочих своих фильмах, со всем своим синефильством, остроумием и парадоксальным морализаторством Тарантино остался бы всего лишь выдающимся жанровым деконструктором, не обладай он талантом превращать персонажей разнообразной книжно-киношной макулатуры в живых людей, страдающих и ненавидящих.

3
Украинские критики о лучших фильмах в истории кино. Часть 2

Послеполуденные сети

Реж. Майя Дерен, 1943

В отношении работ Майи Дерен дежурные слова «колдовство» или «ритуал» имеют двойной смысл. Кинематограф Дерен — это скорее алхимическое изобретение мистических зеркал, чем просто пересказ историй. Благодаря таким художницам, как Дерен, кино не превратилось сугубо в прозаическое деловое и мужское предприятие.

Украинские критики о лучших фильмах в истории кино. Часть 2

Олександр Телюк

Луизианская история

Реж. Роберт Дж. Флаэрти, 1948

Известно, что крестный отец документального кинематографа Роберт Дж. Флаэрти вставлял в свои этнографические фильмы невинные фикции. В последней картине режиссера — «Луизианская история» — игровая часть выходит на первый план, но ее интонация оказывается аналогом невероятной смеси Джона Форда и Карла Теодора Дрейера. Один из самых любимых фильмов Робера Брессона.

Все, что дозволено небесами

Реж. Дуглас Серк, 1955

Первое, что вспоминаешь об этом фильме Серка, — мягкие осенние техниколоровские тона. Они как будто символизируют прощание с молодостью и с той порой, когда еще можно избежать роковых моральных компромиссов. Тончайшая мелодрама о ханжестве, ядовитости и расизме общества. Фильм, вдохновлявший Фассбиндера и Озона.

Арнульф Райнер

Реж. Петер Кубелка, 1960

В  50-70-е Кубелка снял всего шесть экспериментальных короткометражек и рекламных роликов, после чего ушел из кино на десятки лет и занялся кулинарией. Но его работы были одними из вершин абстрактного стиля в европейском авангарде. Самый известный тезис о фильме «Арнульф Райнер»: диалектику монтажа, которую Эйзенштейн пытался делать с эпизодами, Кубелка проделал на уровне кадров.

Дни 1936 года

Реж. Тео Ангелопулос, 1972

В  70-е политическое кино наконец-то расцвело с полной силой. Ангелопулос осмыслял фигуру власти через болезненную историю греческого народа. Его фирменный неспешный ритм и общие планы — художественный микроскоп, помогающий нам увидеть стихийность и анонимность, с которыми личности превращаются в марионеток истории.

Вести из дома

Реж. Шанталь Акерман, 1977

Акерман стоит обожать хотя бы за ее поступок — на мели отправиться жить и тусить в  Нью-Йорк . Еще она захватила с собой кинокамеру, на которую начитала письма своей маме. Одна из вершин концептуального кино. Последний кадр ее фильма три года спустя одолжит Джим Джармуш для своего режиссерского дебюта.

Декалог

Реж. Кшиштоф Кесьлевский, 1988

Экранизация десяти христианских заповедей — вершина творчества Кесьлевского, начинавшего трогательными документальными фильмами-портретами и закончившего пышными работами с Жюльет Бинош. «Декалог» — экзистенциальный триллер о том, что жизнь невозможно высчитать на калькуляторе.

Обнаженная

Реж. Майк Ли, 1993

Уютные разговорные комедии Майка Ли продолжают держать марку британского кино. Ли снимает заботы обычных людей, продолжая тем самым сырую традицию новой волны Альбиона. Его герои — пролетарии, интеллигенция и богема. Им всегда есть чем удивить, они не скрывают свои слабости и никогда не приходят к правильным выводам.

6 лёгких пьес

Реж. Джон Джост, 2000

То, что с приходом «цифры» кино навсегда изменилось, многие не поняли и до сих пор. А добровольный изгой американского кино Джост уже давно показал, что смена технологии — это и новые производственные условия, и новая эстетика. Джост набросился на цифровой способ съемки с фанатизмом научного исследования и создал фильм-франкенштейн и  фильм-метафору фрагментарности нового времени.

Объединенная Красная армия

Реж. Кодзи Вакамацу, 2007

Один из последних фильмов японского бунтаря Вакамацу — эпическая исповедь протестного движения 60-х . Вакамацу со всей жестокостью и эмпатией показывает предельную черту левого экстремизма. За ней начинает действовать биополитика и тело воина превращается в его последний снаряд.

4
Украинские критики о лучших фильмах в истории кино. Часть 2

Американский оборотень в Лондоне

Реж. Джон Лэндис, 1981

Великий Фильм о Любви, замаскированный под хоррор. Грустный, пронзительный, красивый, смешной, страшный. Если не подходить к нему со снобистскими мерками, обязательно укусит за бочок — больно и сладко.

Украинские критики о лучших фильмах в истории кино. Часть 2

Андрей Зимоглядов

Чужой

Реж. Ридли Скотт, 1979

Однажды Ридли Скотт поднял жанр научной фантастики на космическую высоту. С тех пор никто еще не допрыгнул до его уровня.

Бешеные псы

Реж. Квентин Тарантино, 1992

С опасной бритвой в одной руке и  чьим-то ухом в другой — только так и нужно входить в мир высокого киноискусства. Постмодернистские пляски Тарантино — это тоже здорово, но никогда больше он не будет столь безжалостен и доходчив.

Челюсти

Реж. Стивен Спилберг, 1975

Шедевр из тех благословенных времен, когда Спилберга еще не захлестнул гуманистический пафос и он не считал чистое развлечение ни низким жанром, ни постыдным занятием.

Рокки

Реж. Джон Г. Эвилдсен, 1976

Эталон спортивной мелодрамы, на свой манер иллюстрирующий популярный христианский постулат о том, что лучше дать, чем получить.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Реж. Никита Михалков, 1974

Кто-то снимает сердцем. Кто-то выезжает за счет безупречной техники. Кто-то берет хорошей физподготовкой. В  74-м у Михалкова было и первое, и второе, и третье.

Реальная любовь

Реж. Ричард Кёртис, 2003

Всякий раз, пересматривая этот фильм, я делаю вид, будто в глаз попала соринка. А ведь я не самый сентиментальный парень на свете.

Большой Лебовски

Реж. Джоэл и Итэн Коэны, 1998

Возвращаться из этого фильма в «реальную жизнь» — это все равно, что выходить на работу после летнего отпуска.

Смертельное оружие

Реж. Ричард Доннер, 1987

Редкий (чтобы не сказать уникальный) пример того, как студийный жанровый фильм превращается во  что-то неизмеримо большее.

Воспоминания об убийстве

Реж. Джун-хо Бон, 2003

Джун-хо Бон — универсальный гений. Он — корейский Финчер, Нолан, Бойл и Коппола в одном лице, а «Воспоминания», пожалуй, самый могучий из его фильмов. Надеюсь, настоящие Финчер, Нолан, Бойл и Коппола меня простят.

5

10 киномифов

Украинские критики о лучших фильмах в истории кино. Часть 2

Сны Акиры Куросавы

Реж. Акира Куросава, Иширо Хонда, 1990

После просмотра этой картины понимаешь, что если бы существовала библия кинематографа, то Куросава значился бы в ней одним из апостолов. В ней режиссеру словно удалось проломить многим кажущуюся нерушимой стену между реальностью и подсознанием.

Украинские критики о лучших фильмах в истории кино. Часть 2

Антон Филатов

Растущие

Реж. Майкл Эптид

В 1964 году режиссер Майкл Эптид отобрал 14 британских детей, каждому из которых было по семь лет. С тех пор каждые семь лет он встречается с ними, включает камеру и задает одни и те же простые вопросы: «Что ты любишь?», «Чего ты боишься?» и т. д. Один из именитых психологов, преподававший в  каком-то знаменитом университете после просмотра этой картины пришел домой и сжег свою массивную библиотеку по психологии. Эксперимент продолжается до сих пор. Последняя на сегодняшний день серия этого фильма вышла в мае 2012 года.

2001: Космическая Одиссея

Реж. Стэнли Кубрик, 1968

«Здесь нет ни одного выстрела. И, несмотря на это, внимание зрителя удерживается в течение всех двух часов экранного времени. На такое способен лишь настоящий художник… Этот фильм — в полном смысле слова кинематографический миф. Это философское размышление о месте человека во Вселенной», — писал об этой картине один из величайших кинокритиков Роджер Эберт. Что уж тут добавить…

Огни большого города

Реж. Чарльз Чаплин, 1931

Хочется выделить не столько именно этот фильм, сколько все творчество Чарльза Чаплина, который выступил в «Огнях…» и режиссером, и сценаристом, и исполнителем главной роли, и продюсером, и даже композитором. Чаплин, пожалуй, один из первых фильммейкеров, которым удавалось успешно соединять в своих лентах коммерцию и высокое искусство. Эти две абсолютно несовместимые вещи, между которыми, однако, обречен разрываться каждый серьезный режиссер.

8 с половиной

Реж. Федерико Феллини, 1963

В отличие от Чаплина, Федерико Феллини не заигрывал со зрителем. Поэтому-то у него и появлялась возможность полностью сосредоточиться лишь на том, что ему хотелось сказать, а не подстраиваться под то, что от него хотела услышать публика. «8 с половиной» до сих пересматривают в минуты отчаяния и творческого смятения. Я не встречал еще ни одного человека, кому бы эта лента не дала бы необходимую подсказку.

Слово

Реж. Карл Теодор Дрейер, 1955

Сцена воскрешения в этом фильме выглядела в свое время столь же убедительно и воодушевляюще, как чудеса в библейских притчах. Этот фильм Карла Теодора Дрейера заложил миф о том, что кино может победить смерть.

Декалог

Реж. Кшиштоф Кесьлевский, 1988

Внутреннее содержание этих десяти фильмов Кшиштофа Кесьлевского зиждется на десяти христианских заповедях. Они дарят ощущение внутренней религиозности. В глобальном плане — именно благодаря им поляки стали самой верующей нацией в Европе. В индивидуальном — знаю нескольких человек, которые после просмотра этих лент начали жизнь с чистого листа.

Сансара

Реж. Рон Фрике, 2011

В  70-е годы, на волне глобальной моды на все космическое, практически ни одно приличное застолье или просто банальная пьянка не обходились без спора на тему «Есть ли внеземные цивилизации». НАСА в те годы даже отправила куда-то в космос капсулу с данными о нашей цивилизации. Уверен, что, если бы в этой капсуле лежал диск с этим фильмом, инопланетяне получили бы абсолютно исчерпывающую информацию о нас (если бы, конечно, смогли бы его посмотреть…)

Вкус вишни

Реж. Аббас Кияростами, 1997

В чем смысл жизни? Ответ на этот вопрос может быть героическим и низменным, заумно простым и до банальности сложным… Картина Аббаса Кияростами отвечает на него предельно понятно (единственное, что требуется от зрителя, — понять уникальный киноязык этой картины).

Корпорация «Святые моторы»

Реж. Леос Каракс, 2012

Охарактеризую этот фильм лаконично — это венец всего, что было сделано в кино вплоть до прошлого года. Вместо его описания просто приведу обращение автора картины к американским кинокритикам: «Здравствуйте, меня зовут Леос Каракс. Я режиссер фильмов на иностранном языке. Я всю жизнь снимаю фильмы на иностранном языке. Фильмы на иностранном языке снимают по всему миру, за исключением, конечно же, Америки. Только в Америке снимают фильмы на не иностранном языке. Снимать фильмы на иностранном языке очень сложно. Потому что в таком случае вы должны изобрести свой язык, а не использовать обычный. Но настоящее кино основано именно на иностранном языке. Языке, созданном для тех, кто чувствует потребность в том, чтобы перейти на иную сторону жизни. Спокойной ночи».

6

Помня о словах Анри Ланглуа, что все фильмы рождаются равными, с одинаковым интересом отношусь и к артхаусным экспериментам, и к легкомысленным комедиям, и к голливудским боевикам. Мне не важен ни жанр, ни громкие имена в титрах, ценны лишь удовольствие от просмотра и желание пережить его еще раз. В моей десятке именно те фильмы, которые я неоднократно пересматривала — от самых «затертых» до тех, к которым я обязательно еще вернусь.

Украинские критики о лучших фильмах в истории кино. Часть 2

Властелин колец: Братство кольца

Реж. Питер Джексон, 2001

10 — столько раз я видела фильм «Властелин колец: Братство кольца» Питера Джексона. Именно он стал главным хитом в кинотеатре нашего провинциального городка в 2001 году. Завороженная не виданным доселе величием и грандиозностью постановки, я водила в кино всех своих дворовых друзей, благо, директором кинотеатра на полставки работал мой школьный учитель. Чуть позже я открыла для себя обаятельные трэш-хорроры Джексона, а также его сюрреалистическую любовную драму «Небесные создания».

Украинские критики о лучших фильмах в истории кино. Часть 2

Анна Купинская

Груз 200

Реж. Алексей Балабанов, 2007

9 — вторым по количеству просмотров является «Груз 200» Алексея Балабанова. Этот режиссер обладал необычной чуткостью к российской действительности и к родной русской речи. Он умел воссоздать нужную ему эпоху, будь то Петербург начала ХХ века или провинция 1984 года, обнажив ее неприличный остов, спрятанный за видимой нормальностью жизни. «Груз 200» бьет сразу по нескольким болевым точкам — беспросветности провинции, милицейской безнаказанности и цинковым гробам из Афганистана, которые не разрешали открыть даже родственникам погибших солдат. Это еще один фильм, на который я водила всех своих друзей. Поэтому до сих пор помню многие диалоги на память.

Последнее танго в Париже

Реж. Бернардо Бертолуччи, 1972

8 просмотров за фильмом «Последнее танго в Париже», неизменно утешавшим меня во время душевных драм. Немолодой американец и ветреная юная француженка встречаются на съемной квартире, занимаются любовью, но не открывают друг другу своих имен. Эта фривольная завязка перерастает в настоящую драму о потерянности и одиночестве в большом городе, об иллюзиях юности и разочарованиях зрелости; картина машет на прощанье рукой французской новой волне, но все еще продолжает верить в то, что кино доступна максимальная откровенность.

Заводной апельсин

Реж. Стэнли Кубрик, 1971

Не меньше семи раз я смотрела «Заводной апельсин» — любимый фильм на первом курсе университета. Злая сатира Стэнли Кубрика была снята с проката в Великобритании как «порнографическая», но все же стала классикой кинематографа и считается одной из лучших работ режиссера. Садизм, молоко и Бетховен — девиз юного денди Алекса, успевающего во время фильма перевоплотиться из насильника в жертву и снова стать насильником. Это жестокая и одновременно болезненно прекрасная картина, в которой мрачный гений Кубрика сумел воплотить свой безжалостный взгляд на мир и возможность людей делать правильный выбор между добром и злом.

Хедвиг и злосчастный дюйм

Реж. Джон Кэмерон Митчелл, 2001

6 просмотров. Экранизация мюзикла о транссексуале из ГДР, организовавшем свою группу в Соединенных Штатах, принесла славу дебютанту Джону Кэмерону Митчеллу, который также сыграл в своей картине главную роль. После неудачной операции по смене пола у главного героя остался лишь лоскуток плоти, делающий его полуженщиной, полумужчиной. И все же он колесит по стране в поисках своей половины и выступает с пронзительными рок-балладами о любви и личных разочарованиях. Саундтрек из этого фильма до сих пор стоит у меня в  МР3-плеере .

Поющие под дождем

Реж. Стенли Донен, 1952

5 просмотров. Классический мюзикл с Джином Келли, ностальгический фильм о немом кино, где герои поют, бьют чечетку и ставят на место зарвавшуюся кинозвезду. Вставные номера «Поющих под дождем» вкратце рассказывают историю американского кино, начиная с первых одночастевок и заканчивая грандиозными мюзиклами, пришедшими на экран с Бродвея после триумфа звукового кино.

Молитва о гетмане Мазепе

Реж. Юрий Ильенко, 2002

4 просмотра. Скандальный украинский фильм 2002 года описывает сложные взаимоотношения русского царя Петра I и украинского гетмана Ивана Мазепы в эклектических декорациях украинского барокко. Холерический темперамент режиссера выплеснулся на экран, сминая на своем пути историческую достоверность и любые полутона. Ильенко смог соединить народный балаган с высокой трагедией, сняв самый значительный украинский фильм последних двадцати с лишним лет. Впервые я увидела «Молитву» в том же кинозале, где смотрела «Властелина колец», и была одной из немногих, осиливших фильм до конца. Любовь к фильму Ильенко со временем только окрепла.

Зуд седьмого года

Реж. Билли Уайлдер, 1955

3 просмотра. Мастер разговорного жанра Билли Уайлдер снял немало иронических картин о злоключениях маленьких американцев, насмелившихся преступить священные устои брака. Но именно «Зуд седьмого года» является, наверное, самой романтичной его картиной. И дело тут не только в знаменитом белом платье Мэрилин Монро, но и в самой атмосфере фильма, где тайные желания и эротические грезы тают в липкой и душной, буквально осязаемой жаре нью-йоркских кварталов.

Идиоты

Реж. Ларс фон Триер, 1998

2 просмотра. Второй и самый знаменитый фильм «Догмы-95» открывает новую страницу в европейском кино и продолжает трилогию Ларса фон Триера «о золотом сердце». Небольшая коммуна изображает помешанных, чтобы выпустить на волю своего внутреннего идиота. В результате настоящим «идиотом» оказывается новенькая, для которой юродство становится не просто развлечением, а способом пережить личную трагедию. Длительные рассуждения критиков о философской составляющей этого снятого в эстетике хоум-муви и славящегося своими неприятными и порнографическими сценами фильма лишний раз доказывают, что смотреть «Идиотов» стоит больше чем два раза.

Метрополис

Реж. Фриц Ланг, 1926

1 просмотр, этого явно не достаточно для антиутопии «Метрополис» Фрица Ланга, ведь он не потерял своей значимости и поныне. Коварная девушка-робот натравливает бедняков, живущих в подземелье, на своих богатых хозяев, занявших Вечные Сады на поверхности гигантского города Метрополиса. От катастрофы рабочих спасает добрая и прекрасная Мария, а также сын одного из правителей Метрополиса Фрёдер. Сцена затопления города бедняков, благодаря удачному монтажу и сложным декорациям, и сейчас может дать фору многим современным фильмам-катастрофам . Наконец, благородный Фрёдер становится посредником между рабочими и аристократами города, просто и легко снимая назревший классовый конфликт.