Cannes

Сегодня верить в то, что на больших кинофестивалях побеждают только достойные, — равносильно вере в Деда Мороза или справедливость нашего мира. Все это абсурдно, наивно и далеко от истины. Победа достается чаще всего по воле случая и из-за множества скрытых факторов. На Каннском кинофестивале это проявляется особенно явно. Накануне вручения призов Канн-2013 в oKino.ua решили изучить лауреатов последних десяти лет, чтобы лишний раз убедиться, что критерием для выбора победителей чаще всего являются всевозможные пристрастия членов жюри и организаторов фестиваля, а только потом — художественная ценность фильма.

Isabelle_Huppert

Дружеские отношения

Когда в 2009 году стало известно, что жюри Канн возглавит актриса Изабель Юппер, а в конкурсе покажут новый фильм Михаэля Ханеке «Белая лента», — вопрос с победителем был фактически решен. Юппер до это успела сыграть у Ханеке в «Пианистке» и всегда очень тепло отзывалась о нем. Похожий случай произошел и в 2008, когда главой жюри был Шон Пенн, а приз за лучшую мужскую роль получил Бенисио Дель Торо, сыгравший Че в одноименном фильме Стивена Содерберга. Однако еще раньше, в 2003 году, оба актера снялись в ленте «21 грамм», где даже успели подружиться.

Нанни Моретти

Национальные интересы

В 2012 году главой жюри был итальянец Нанни Моретти. В «Основном конкурсе» показывали фильм «Реальность» его соотечественника Маттео Гарроне. У фильма была довольно негативная критика, и многие отзывались о нем весьма пренебрежительно, тем более помня, что ранее Гарроне снял весьма неплохую ленту «Гоморра». Моретти не мог вытянуть фильм на главный приз фестиваля -безусловным фаворитом у жюри была «Любовь» Михаэля Ханеке. Но вот вручить Гран-при, вторую по значимости награду, ему было вполне по силам.

Дядюшка Бунми

Странные вкусы

Еще один важный момент — это личные вкусы главы жюри. Всем известно, например, что Тим Бёртон любит странные истории о призраках. И стоило в 2010 году показать в Каннах фильм Апичатпонга Вирасетакула «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» — как вопрос с победителем был предрешен. В 2004 году похожий случай был с «Олдбоем» и Тарантино.

Джордж Буш

Политика

В том же 2004 году в «Основном конкурсе» был представлен фильм «Фаренгейт 9\11» Майкла Мура. Лента, безусловно, важная и острая на фоне событий 11 сентября. Но вот один момент: Мур всегда был рьяным демократом, а его фильмы всегда очень жестко критиковали республиканцев, правящих тогда в Америке, предпочитая утаивать факты из лагеря своих. В тот момент Франция не особо дружила с США, и приезд в качестве главы жюри Тарантино, который также никогда не жаловал Буша, стал идеальной почвой для триумфа Мура.

Фильм «Класс»

Бренды и национальная квота

Еще один важный момент Каннского кинофестиваля — его консервативность. В Каннах предпочитают преемственность, когда режиссер из менее престижных программ из года в год поднимается к более престижным. А также — громкие имена-бренды и обязательное присутствие среди участников 4–5 французских фильмов (так называемая национальная квота). Причем не важно, какой фильм снял тот или иной режиссер, — если он из своих, он обязательно будет в главном конкурсе. Отсюда и довольно предсказуемые программы из года в год и странные лауреаты вроде Кена Лоуча за не лучший его фильм «Ветер, который качает вереск», Михаэля Ханеке («Любовь») или Лорана Канте с его «Классом».