Недавно oKino.ua объясняло принципиальную разницу между кабельным и эфирным телевидением, которая влияет на облик того или иного сериала. Сегодня мы решили поговорить о будущем сериалов, а именно: каким образом онлайн-сервисы вроде интернет-кинотеатра Netflix, выпустившего «Карточный домик» и «Оранжевый — хит сезона», целиком и полностью меняют устоявшиеся правила игры на ТВ.

Бюджеты

«Игра престолов», которая выходит на телеканале HBO, — самый популярный сериал в мире на данный момент. Стоимость производства одного сезона колеблется (по разным данным) от 70 до 100 миллионов долларов, при этом нужно учитывать эпический размах сюжета и декораций, в которых происходит действие. Онлайн-игроки вроде Amazon, Netflix и Hulu вступили в борьбу за «оригинальный контент» совсем недавно, но размер их бюджетов уже сейчас производит впечатление. Сериальный бюджет Netflix: 400 миллионов долларов в год, у Amazon — чуть больше, целых полмиллиарда. А в развитие сервиса Hulu в прошлом году его главные вкладчики — Fox, Disney и NBCUniversal — инвестировали порядка 750 миллионов долларов, из которых тоже значительная часть суммы пойдет на создание сериалов. Поэтому интернет-сервисы, ориентированные на «оригинальный контент», — довольно серьзные конкуренты в будущем для кабельных каналов в битве за зрителя.

Запойный просмотр

Новые сериалы приучили нас к стандартизированной американской системе вещания: очередной эпизод появляется раз в неделю. В результате зрителю приходится смотреть понравившийся сериал маленькими порциями на протяжении пары месяцев. Взбунтовавшиеся против такого подхода люди показательно игнорируют сериал, пока он в эфире, дожидаясь, когда выйдет весь сезон целиком. Но здесь поджидает опасность: есть огромный риск нарваться на неожиданный спойлер от тех, кто уже посмотрел, и испортить себе часть удовольствия от просмотра.

Онлайн-сервисы вроде Netflix в корне меняют сложившуюся парадигму: новые сезоны своих сериалов они выпускают в открытый доступ для подписчиков в один день. Поэтому можно разделаться, скажем, с новыми сериями «Карточного домика» за один уик-енд. Такой «запойный просмотр», к слову, меняет и восприятие зрителя, подталкивая его к более глубокому осмыслению увиденного, вниманию к самым мельчайшим деталям.

Без ограничений

В недавнем сравнении кабельного и эфирного ТВ мы рассказывали о том, что кабельный канал способен показать многие вещи, недопустимые на эфирном канале. Однако и здесь сериалы, производимые онлайн-видеосервисами, потенциально выигрывают. У каждого кабельного канала, разумеется, уровень творческой свободы намного выше, нежели у эфирного, который в теории может включить кнопкой пульта и посмотреть даже маленький ребенок. HBO и FX работают по системе «премиум-подписки», то есть их потенциальные зрители знают, какого рода контент будет на канале, за просмотр которого они платят деньги.

Такой подход, безусловно, выигрывает у устаревшей схемы «рекламы в прайм-тайм», которую до сих пор практикуют эфирные каналы. Проще говоря, у каждого кабельного канала формируется собственная аудитория, которая точно знает, что она хочет видеть. Это здорово, но онлайн совсем равязывает руки: если на тот же HBO подписываются любители интеллектуальных сериалов, то телешоу от Amazon может посмотреть кто угодно, любой человек, решивший совершить покупку с помощью этого крупнейшего интернет-ритейлера.

И главное, онлайн-пространство дает еще больше свободы и возможности экспериментировать: интернет пока еще никто не сумел победить или запретить показывать в нем что-нибудь. Тогда как телевидение — пусть даже кабельное — гораздо проще контролировать и ограничивать.

Принцип релевантности

Каждый из нас, пользуясь поиском в Google или же листая ленту новостей на Facebook, уже успел столкнуться с новой философией, которую активно применяют самые прогрессивные интернет-компании — принципом релевантности в выдаче данных. Если вы купили новый детективный роман Джоан Роулинг на Amazon, вам обязательно посоветуют обратить внимание еще на ряд книг. А один и тот же поисковой запрос в Google на острую политическую тему, вероятнее всего, будет отличаться у двух пользователей, поддерживающих разные политические взгляды: на это влияет история предыдущих поисков с помощью Гугла, который запоминает все.

Принцип релевантности вполне осуществим и в сфере онлайн-телевидения. Люди из Netflix сейчас активно работают над технологией персонализации и обещают, что уже очень скоро смогут настолько идеально подстраиваться под индивидуальные вкусы каждого пользователя, что традиционное ТВ просто вымрет за ненадобностью. Зачем смотреть новости на CNN, отражающие всего лишь один из многих взглядов на политику, а затем судорожно щелкать пультом в поиске хорошего фильма или шоу, или же изнывать в ожидании новой серии любимого сериала? Гораздо удобнее подключиться к собственному каналу в интернете, который, основываясь на просмотренном и выбранном ранее, будет автоматически подбирать то, что вам нравится, в идеальной последовательности.

Переизбыток

Говоря про вышеописанные достоинства онлайн-ТВ, нельзя не упомянуть и существенный недостаток. Как мы уже говорили, сейчас между телеканалами и онлайн-сервисами идет ожесточенная борьба за «оригинальный контент». Но при этом никто не задумывается о несчастным зрителе, который в теории этот контент будет потреблять. Количество телесериалов, которые выйдут в грядущем сезоне или уже вышли, довольно внушительное.

Уже сейчас их переизбыток: в прошлом телесезоне в одно только злачное воскресенье на ТВ могут выходить новые эпизоды 7 или 10 интересных сериалов. А представьте, что нас ждет в будущем: темп гонки за контент только наращивается, в дело даже подключаются компании уровня Samsung, заинтересованные в создании собственных сервисов потокового видео и оригинальных сериалов. Нас рискуют просто-напросто утопить в сериальном потоке — и это проблема. Единственная надежда — на персональные фильтры, системы рекомендаций, профессиональный отбор и так далее.

В общем, телевидение только начинает свои изменения и его так называемый «золотой век» (с нашими любимыми сериалами «Фарго», «Настоящий детектив», «Игра престолов») — это лишь начало смены парадигмы. Впереди еще более крупные и головокружительные ступени развития.