После премьеры фильма Карена Шахназарова «Белый тигр» мы расспросили режиссёра о том, как проходили съёмки этой картины и как создавались танки, участвовавшие в ней. Кроме того Карен Георгиевич объяснил, почему в фильме нет знаменитостей, а также поделился своими кинематографическими предпочтениями.

Общался Антон Филатов

oKino.ua: Когда началась работа над «Белым тигром»? К. Ш.: Года два назад я прочитал аннотацию к повести Ильи Бояшова, и мне очень понравился её сюжет. Это очень кинематографичное произведение. В нём есть и экшн, и триллер, и в то же время оно наполнено философским содержанием.

Монолога Гитлера, который появляется в финальной сцене фильма в повести Ильи Бояшова нет. Мы скомпелировали этот монолог из дневников Гитлера. Без ложной скромности должен сказать, что перечитал для этого огромное количество литературы о Второй Мировой.

Сколько составил бюджет «Белого тигра»? Я не могу его обнародовать. Но если смотреть со стороны, то навскидку подобный фильм можно снять за $30–40 млн. Я снял ленту не за государственне деньги. С 1991 года (начиная с фильма «Цареубийцы») я не снимаю кино за бюджетные деньги.

Сколько было снято рабочего материала для фильма? Очень много. Я даже сделал отдельную короткометражку, в которой кроме исполнителя главной роли (Алёши Верткова) играют совершенно другие актёры. Её можно будет посмотреть уже на DVD (она будет пущена там бонусом) или на фестивалях.

Почему вы выбрали для фильма музыку Вагнера? Я использовал переработанную увертюру к опере Вагнера «Тангейзер» — она идеально ложится под фильм. Вагнер вообще в какой-то степени стал композитором войны — это гений.

ВО ВСЕЙ РОССИИ ЕСТЬ ВСЕГО ТРИ КАТЮШИ, И ВСЕ ОНИ — НА МОСФИЛЬМЕ

Ваша картина — это мистический военный фильм… …сейчас так определяют жанр картины, но когда я её снимал, то не задумывался, к какому жанру её можно будет отнести. Я просто хотел создать правдивый миф. Танк в фильме — одушевлённое существо.

Немецкие танки создавались специально для фильма или это машины ещё со времён Второй Мировой? Для фильма было сделано два немецких танка. В России нет хорошей немецкой техники, поэтому пришлось переоборудовать под «Тигра» советскую технику.

Возникали трудности в работе с техникой в этом фильме? Было много технических проблем, так как приходилось постоянно решать технические вопросы: искать запчасти, холостые снаряды и многое другое. А ведь самая элементарная деталь для подобного танка — большая редкость. Военной техники тех времён сейчас в армии уже не осталось. Например, во всей России есть всего три Катюши, и все они — на Мосфильме.

СЕГОДНЯ ТРУДНО НАЙТИ ТИПАЖИ ВРЕМЁН ВТОРОЙ МИРОВОЙ, ВЕДЬ У ЛЮДЕЙ УЖЕ НЕ ТЕ ЛИЦА

Почему в фильме нет знаменитых актёров? Этому фильму не были нужны знаменитости. Мы очень долго отбирали актёров и проводили полноценный кастинг даже на роли, которые в итоге составили в фильме 10–15 секунд. Сегодня трудно найти типажи времён Второй Мировой, ведь у людей уже не те лица. Если правильно выбран актёр, то его появление на экране буквально на несколько секунд может сказать намного больше, чем десяток сцен игры профессионального актёра.

Перед началом съёмок каждого своего фильма я просто даю объявление в газету «приходите на кастинг». В «Белом тигре», например, одного из членов экипажа в фильме сыграл человек с улицы.

В фильме также много немецких актёров… Да, я пригласил в фильм семь или восемь немецких актёров. Но в целом в Германии нет громких актёрских имён, да и театром своим страна не славится.

Актёры самостоятельно управляли танком? Исполнитель главной роли Алёша Вертков специально учился управлять танком и во время съёмок даже делал сложные виражи. Тем более Т-34 очень непростая машина.

Не было ли идеи снять фильм в 3D? Не было, хотя фильм потенциально мог бы быть в 3D. Картину можно конвертировать, но изначально снимать в стереоформате я не взялся. Я не люблю 3D и мало что в нём понимаю. Это своя специфика съёмок.

ЗА 14 ЛЕТ УПРАВЛЕНИЯ «МОСФИЛЬМОМ» Я СНЯЛ УЖЕ ШЕСТЬ ФИЛЬМОВ

Сложно ли вам совмещать управление «Мосфильмом» и съёмки собственных фильмов? Да, я уже как-то привык. За 14 лет управления «Мосфильмом» я снял уже шесть фильмов. Хотя я и беру на это время отпуск, это определённая нагрузка. Приходится параллельно решать массу вопросов по «Мосфильму»… я уже приноровился [улыбаясь].

Какое финансирование Мосфильма? «Мосфильм» не получает от государства ни копейки, но вместе с тем ещё и выплачивает дополнительные налоги.

Я НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИССЁР И ОТТАЛКИВАЮСЬ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОТ ИНТУИЦИИ

Какие фильмы вам понравились из последних просмотренных? Я практически не смотрю кино, когда работаю над фильмом. Это вредно, потому что можно неосознанно что-то украсть. Из просмотренных за последний год мне понравилась картина Альмадовара «Кожа в которой я живу», хотя я не особый его поклонник. Эта лента меня зацепила, потому что в ней хорошо придумана история.

О Второй Мировой снято огромное количество фильмов. Во время работы над «Белым тигром» не ставили ли вы перед собой задачу сделать картину, в которой бы война была показана так, как никогда ранее? Осознанно — нет, потому что это очень опасная задача. Если её ставить перед собой, то может вообще ничего не получиться, поэтому я никогда не ставлю себе таких условий. Я нерациональный режиссёр и отталкиваюсь, прежде всего, от интуиции. Порой я просто не могу объяснить, почему снимаю так, а не иначе — просто чувствую, что именно так будет лучше.

Интуитивно вы понимаете и то, получился фильм или нет? Да, я всегда жду, когда фильм начинает жить своей жизнью и у него появляется как бы своя логика. Этот момент наступает не с первого дня: иногда спустя месяц после начала съёмок, иногда — через пару недель. Ты чувствуешь этот момент. И если он наступает, то понимаешь, что кино в итоге будет и фильм формируется как бы сам по себе. Часто получается, что в итоге картина получается не такой, какой ты её задумал.

[досье] Шахназаров Карен Георгиевич

Родился 8 июля 1952 года в Краснодаре.

Российский режиссёр, продюсер, сценарист, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм».

В 1975 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Таланкина).

Режиссёрский дебют состоялся в 1979 году — фильм «Добряки». Приобрёл широкую известность после выхода картины «Мы из джаза» (1983).

В 1998 году избран на должность генерального директора киноконцерна «Мосфильм».

В качестве режиссёра снял 15 полнометражных фильмов, в качестве продюсера — 12 картин.

Дважды был удостоен награды «Золотой орёл» за режиссёрскую работу в лентах «Исчезнувшая империя» и «Палата № 6». Кроме того его фильмы удостаивались призов на фестивалях в Карловых Варах, Лондоне, Шанхае и других престижных кинофорумах. Фильм «Цареубийца» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля 1991 года.

Звания: заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист РФ.