В преддверии Третьего Одесского Международного Кинофестиваля (ОМКФ) мы встретились с его президентом Викторией Тигипко, чтобы расспросить её об особенностях кинофорума в этом году. Виктория подсказала, на какие фильмы стоит обратить внимание в первую очередь, какие специальные события нельзя пропустить, как изменилась концепция ОМКФ и как он способствует развитию киноиндустрии в Украине.

Материал подготовили Антон Филатов и Александр Шкляр

Досье: Виктория Тигипко

В 2010 г. возродила Одесский Международный Кинофестиваль, став его президентом.

Бизнес-леди, общественный деятель, а также тонкий ценитель кинематографа и других искусств, что подтверждают беспрерывные посещения наиболее авторитетных кинофестивалей мира, коллекционирование современной живописи, а также увлечение музыкой.

Соучредитель и управляющий директор венчурного фонда TA Venture.

- Расшифровка видео интервью

В прошлые годы концепцией фестиваля был «Арт-мейнстрим с концептуальным чувством юмора». Как изменилась концепция в этом году?Виктория Тигипко: В принципе, концепция не поменялась. Самое главное, что нужно сказать, как была концепция «Арт-мейнстрим — это интеллектуальное кино для широкой аудитории», так и осталась. Мы, единственное, убрали эту приставку, которая не совсем нужна: она в некотором роде могла ограничивать, потому что, в принципе, хорошие, интеллектуальные фильмы содержат в той или иной мере чувство юмора. То есть чувство юмора — это очень широкое понятие, которое в общем-то содержится во всех хороших фильмах. Поэтому необходимости добавлять ее просто не было. Так что оставили такую большую, правильную, хорошую категорию, как «Арт-мейнстрим». В основном в этом году все фильмы — такие «крауд-призеры», которые понравятся большой, широкой аудитории. Потенциально большая часть — это фестивальные и прокатные хиты, что тоже отличает наш фестиваль как зрительский и, соответственно, понятный и доступный очень широкой аудитории; в общем, обладает безусловным художественным вкусом и характеристиками интеллектуального, умного кино, за что, собственно, мы и боремся как Одесский Международный Кинофестиваль. То есть именно это кино мы привозим, отсматриваем в больших количествах и хотим, чтобы привился правильный вкус у нашей украинской и не только украинской аудитории — у гостей фестиваля.

Арт-мейнстрим — понятие очень растяжимое. Не будет ли программа кинофестиваля чересчур разнообразной?Нет, абсолютно. Все 12 фильмов, которые мы отобрали в конкурс, это предмет гордости 3-го юбилейного Одесского Международного Кинофестиваля. Они все разные — в этом-то и смысл потому, что аудитория у нас разная. Нужно достучаться до любой аудитории, до всех представителей, которые смотрят кино: молодых, начинающих, а также со стажем киноманов. Я думаю, что будет чем удивить. Все они по-своему разные, но их объединяет одно — высокий художественный вкус, уровень представленных фильмов, уровень режиссеров, даже молодых, даже для тех, для кого это дебютное кино (как в фильме «Голливудский мусор», в котором сыграли две голливудские звезды Майкл Мэдсен и Дэрил Ханна, которые будут на фестивале и лично представят фильм). Так что я думаю, что достаточно широкий охват. Не зря для нас стало таким большим трудом отобрать эти 12 фильмов из 600 картин, даже больше, которые отсмотрела наша отборочная комиссия. На более чем 30 международных форумах была проделана серьезная работа.

Какие фильмы на ОМКФ необходимо посмотреть в первую очередь?Не хочется что-то отдельно выделять. Может быть, есть смысл только сказать о таких ярких вспышках, которыми всегда у нас были секции «Фестиваль фестивалей» и «Гала-премьеры». Это те фильмы, которые уже однозначно являются опорными точками в мировом кино этого года, которые получат премии — призы признания на многих ведущих кинофорумах. Это такие фильмы, как «Любовь» Михаэля Ханеке, взявшая «золото» на Каннском кинофестивале — Золотую пальмовую ветвь. Это фильм братьев Тавиани «Цезарь должен умереть», фильм, с совершенно потрясающей Марион Котийяр «Ржавчина и кость». Фильм Одиара тоже «must see». Это «Красные огни» — фильм Киллиана Мёрфи, который представит его лично тоже в рамках нашего фестиваля.

Каждый раз ОМКФ отдает дань уважения ретро кинематографу. В связи с чем появилась такая традиция?Символ Одессы — это Потемкинская лестница: все ее знают и любят. Про нее много историй, она по-разному называлась. Там было 200 ступенек, потом порт расширяли — стало 192. Мы не могли обойти это вниманием, тем более что весь мир знает Потемкинскую лестницу по фильму Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», и мы не могли начать с какого-то другого фильма. Начали мы именно с этого фильма — «Броненосец Потемкин». «Потемкин» был показан, огромная аудитория собралась, и вот в этот момент эта программа стала традиционной. Эта программа выделяет нас среди других мировых кинофорумов, потому что такого «оупен-эйра» под открытым небом, наверное, нет ни у кого: он огромный, рассчитан на 15 тысяч человек, но это еще не все. Каждый год мы выбираем фильмы, которые представляют 20-30-ые годы. Например, в этом году это фильм на стыке немого и уже звукового кино, когда эра немого кино уходила, — фильм Чарли Чаплина 31-го года «Огни большого города», который был представлен у нас 14 июля, т. е. на второй день открытия. Это всегда у нас так происходит — на второй день открытия у нас «Потемкинская лестница». В 21:30 собираются все любители такого вот ретро кино с историей, большой историей, и погружаются в эту прекрасную атмосферу.

Чем ОМКФ отличается от более популярных восточно-европейских кинофорумов в Москве, Варшаве, Карловых Варах?Вы знаете, на самом деле выделяется. Всего за какие-то 3 года есть ряд позиций, по которым мы отличаемся. Первая — у нас фестиваль зрительский, т. е. зрители вручают основную премию «Золотой Дюк» путем зрительского голосования, которое контролирует компания «Deloitte» (это тоже важно). Следующее — огромными «оупен-эйрами», которых тоже нигде нет в таком количестве, как «Потемкинская лестница»: 15 тысяч ежедневно, начиная с первого дня… Это «Ланжероновский спуск» — по 3,5 тысячи человек, это безоплатные показы все 9 дней. Кстати, открываться он будет фильмом «8 ½" Феллини, который представит лично Клаудиа Кардинале. Она будет специальным гостем церемонии открытия ОМКФ в этом году.

Почему у ОМКФ много общего с Московским кинофестивалем: одни и те же почетные гости, много одинаковых фильмов?Такая связь установилась, наверное, с очень многими кинофорумами потому, что хорошие фильмы, которые отбираются в конкурсные либо внеконкурсные программы, кочуют с фестиваля на фестиваль. Такие связи у нас есть с тем же «Санденсом», с которого мы тоже взяли несколько фильмов. Можно дальние и ближние кинофестивали обговорить: и Венецианский, и Берлинале, и Каннский кинофестиваль — везде есть фильмы, которые каким-то образом присутствовали там в каких-то программах. Это нормально абсолютно. Просто, если гостя в Украине не было или был очень давно, то есть смысл приглашать. В нашем случае была запланирована программа по Чарли Чаплину — показ фильма «Огни большого города», поэтому без Джеральдины Чаплин это бы не состоялось. В Москве она была просто как специальный гость, которая получила награду на открытии ММКФ. У нас же она с совершенно понятной активностью: она прочитает еще мастер-класс в летней киношколе. То есть у них разные профессиональные интеграции в фестивалях.

Появятся ли фильмы с ОМКФ в широком прокате? Почему фильмы с феста редко встречаются в прокате?Если это кино появляется, оно уже переходит порог ограниченного проката и, соответственно, выходит в более широкий прокат. Вот это и есть задача, одна из больших и длинных задач ОМКФ — объединить профессиональную тусовку с новым, правильным вкусом зрителей на интеллектуальное кино с безусловной художественной ценностью. А также немаловажным является то, что уже на сегодня более 5 тысяч профессиональных гостей присутствуют в Одессе на фестивале. Соответственно, отсюда все происходит: знакомства, общение, заказы, заявки, трудоустройства… Весь этот «networking», связанный с кинопроцессом от «А» до «Я», благодаря этим людям, которые приезжают. Еще немаловажным фактом является то, что возможность пригласить в Одессу 40 кинопрофи, ведущих европейских кинофондов, киноассоциаций, которые финансируют копродукцию, участвуют в создании фильмов на территории центральной и восточной Европы — это тоже большая победа фестиваля. Они все будут присутствовать, и их, кстати, мы заинтересовали как раз украинским конкурсом — приедут, будут отсматривать фильмы, ознакомятся с фильмами, которые не попали в основной конкурс. Это все производные, которые делают возможным получение средств на производство фильмов, возможность снимать фильмы, прокатывать их не только в Украине, но и на территории СНГ и дальше, т. е. в центральной и восточной Европе и в мире. Собственно, такие длинные задачи мы перед собой тоже ставим.

Сколько составил бюджет кинофестиваля в этом году?Мы стараемся не выходить за рамки прошлогоднего бюджета — это цифра в пределах 3 млн евро. Она такая же и осталась. Для примера можно сказать, что эти цифры в десятки раз превышают по Берлинскому, Каннскому фестивалю. Соответственно, сделать большое, масштабное событие — это не дешево и это, к сожалению или к счастью, не бизнес — это масштабный мега-культурный проект. Важно, что Украина в нем — точка сборки, Одесса в нем — место проведения, и это даст определенные, правильные, хорошие бонусы украинскому кинематографу, который, как мы видим, уже возрождается.

Почему для постера ОМКФ-2012 была использована картина Ройтбурда «Скалы в Этрета»?Ройтбурд — это тоже наша экспортная «перлина», алмаз, бриллиант. Его работы представлены в очень многих международных известных музеях: в Нью-Йорке, в Париже и в мире его знают. Это человек, который задает тон на уровень, на статусность работ. Для нас он — арт-мейнстрим: он понятный, он любимый, он уровневый художник, и то, что он написал картину, которая стала плакатом, визиткой «ОМКФ — 2012», для нас очень важно. Я думаю, что мы будем продолжать в том же направлении, будем искать какие-то интересные элементы визуализации каждого следующего фестиваля, потому что нам хочется привлекать внимание.