Состоялась украинская премьера фильма «Ядерные отходы» Мирослава Слабошпицкого, которая была отмечена «Серебряным леопардом» на кинофестивале в Локарно (Швейцария). Эта картина выйдет в прокат 1 ноября в рамках альманаха «Украина, гудбай!».
Встретившись с режиссёром, мы расспросили его о том, каково это снимать кино в Чернобыльской зоне и почему кинематографисты нечасто поднимают тему этой трагедии. Кроме того, Мирослав рассказал о своём полнометражном фильме «Племя», над которым он уже начал работать, а также об уникальности кинофестиваля в Локарно.
Общался Антон Филатов
— Как зрители восприняли Ваш фильм «Ядерные отходы»?
Фильм всем понравился, и критики о нём очень восторженно отзывались. Это очень забавно, но у меня было ощущение, что я снял фильм, который нравится абсолютно всем.
— Эта лента была полностью снята в Чернобыльской зоне. Как работалось в этом месте, не возникали проблемы с техникой из-за радиации?
Когда я в девяностые заходил в саркофаг над Четвёртым блоком, и мы снимали на стедикам, то на плёнке были видны статические разряды. Но между саркофагом и местами, где я снимал «Ядерные отходы», есть огромная разница — радиация распространилась не по всей зоне, а только местами. Чтобы попасть в Зону, необходимо получить специальный пропуск. Когда же люди оформляют все документы, то к ним прикрепляется гид, который подсказывает, где чисто, а где — лучше не ходить.
— Люди, которые живут в Зоне, наверное, мыслят совсем по-другому. Сформировался ли там какой-то определённый социум?
Собственно, об этом мы и сняли картину. Тему аварии я вообще не затрагивал. В основном люди там не живут, а работают вахтенным способом. Там есть свои магазины, пожарная, милиция
— В конечном варианте продолжительность «Ядерных отходов» — 24 минуты. Сколько было отснято материала для фильма?
Гораздо больше. Первый вариант ленты составлял вообще 34 минуты. Но это хронометраж, который очень не удобен для фестивалей: он слишком длинный для короткого метра и слишком короткий для длинного. Поэтому мы вместе с монтажёром сильно его порезали. Конечно, очень жаль некоторые эпизоды, от которых пришлось отказаться.
— В чём особенность кинофестиваля в Локарно?
Локарно — это один из пяти важнейших кинофестивалей мира, наряду с Каннами, Берлином, Венецией и Роттердамом. Раньше он переживал кризис, а сейчас, когда кинофестиваль возглавил Оливье Пер, он стал заметно прибавлять.
В то время как кинорынок — одна из обязательных составляющих практически каждого большого кинофорума, в Локарно он только начинает развиваться. Это, прежде всего, кинофестиваль фильмов и кинокритиков. В его концепции есть тяга к радикальным фильмам.
Славится фест своими показами под открытым небом на Пьяцца Гранде, где собирается до восьми тысяч зрителей. Это чудесное действо! В нём есть ощущение праздника. Именно на этой площади вручают специальный почётный приз за заслуги в кинематографе. В 1994 году его получила Кира Муратова.
— Какие фильмы удалось посмотреть на фесте?
К сожалению, у меня не было времени смотреть кино. Но удалось увидеть интересную ленту Марины Разбежкиной «Зима, уходи!» (2012) про антипутинский протест. Фильм «Девушка из ниоткуда», который в результате взял
— Победа на кинофестивале в Локарно — это своего рода гарантия для продюсеров, что в Вашу следующую картину «Племя» стоит вкладывать деньги. А как на победу отреагировало государство: ускорилась ли работа над фильмом или, может, финансирование прибавилось?
Как и в любой нормальной стране, государство отреагировало поздравлениями. А в плане финансирования я стою… «Племя» планирую снимать ближе к зиме. Остаётся нерешённым целый ряд бюрократических вопросов. Надеюсь, что этот приз столкнёт с места всю эту махину документации. Но увидим зимой…
Сейчас я подбираю актёров для «Племени», которые бы в совершенстве владели языком жестов. Очень важно, чтобы для человека этот язык был родным — как бы «региональным» (улыбаясь). Кстати, было бы интересно принять этот язык в
— У вас в планах снять ещё одну полнометражную картину «Люксембург», которая также рассказывает о Чернобыльской зоне. Как обстоят дела с этим фильмом? Ведь «Ядерные отходы» — это своего рода сателлит «Люксембурга»…
Думаю, что после «Племени» ситуация исправится. Тогда будет приближаться тридцатая годовщина Чернобыльской катастрофы. Обычно к таким случаям выпускают фильмы в особом порядке со стопроцентным госфинансированием. И я вполне могу на это претендовать. Но сейчас я полностью занят «Племенем», а этот фильм заберёт много сил.
— Почему с 1986 года о Чернобыльской катастрофе снято всего семь полнометражных игровых фильмов?
На самом деле об этом снято огромное количество
Например, есть картина покойного Михаила Беликова «Распад» (1990), который снят по горячим следам и реконструирует эту трагедию. Лента сделана очень серьёзно: звук создавали чуть ли не на студии Dreamworks, а главную роль сыграл Сергей Шакуров. Также есть лента Семёна Арановича «Год собаки» (1994), которая была отмечена на «Берлинале».
То, что таких фильмов мало, на мой взгляд, достаточно странно. Ведь Чернобыль — это наш брэнд! И я не понимаю, почему его не использовать в кино, тем более что проблема ядерной энергетики сегодня очень актуальна.
— Может ли сегодня режиссёр в Украине жить только на гонорары от снимаемых фильмов?
Это проблема не только для украинских, но и для европейских режиссёров. Когда в стране есть такой брэнд, как, скажем, BMW, то маркетологи заинтересованы, чтобы рекламные ролики для этих автомобилей снял именно знаменитый режиссёр. Ну, а когда страну наполняют не брэнды, а, условно говоря,
— В Украине сейчас появляются зачатки жанрового кино, телесериалов и авторского кино. Как Вы считаете, за каким из этих направлений будущее отечественной киноиндустрии?
Мне со своей колокольни кажется, что артхаусное кино — это верный путь к развитию киноиндустрии. Но артхаус — это неиндустриальные фильмы. Я за то, чтобы развивались все направления кино.
— Чьё мнение о Ваших фильмах имеет для Вас первостепенное значение? Кому Вы в первую очередь показываете свои работы?
Я проверяю фильмы на самом себе. Просто знаю, что есть некоторое количество людей, у которых такие же, как и у меня, представления о добре и зле. Я всегда работаю вместе со своей женой. Она для меня как вторые глаза: вместе мы и пишем сценарии (я надиктовываю — она записывает), и снимаем.
Не знаю. Вообще не тянет...
Pavel Stoyanov, если с Вашим мнением по поводу Хлебникова я не согласен, то здесь очень даже солидарен))) Правда, фильм все равно лучше глянуть, чем просто так хаить)
Нельзя такими брэндами козырять, уж извините, конечно. А судя по интервью режиссер - гаденький какой-то
Нашу страну в мире узнают по Клично, Шевченко и ...Чернобылю.печально,но это правда.Мирослав Слабошпицкий не первый, кто затронул эту тему в кино, хотя за последнее время именно в художественном плане, он оживил немного подзабытую тему. В зоне Чернобыля живет народ и здравствует, старенькие бабушки и дедушки, которые не смогли жить за пределами "зоны" по состоянию здоровья, как они утверждают. Возможно, мы просто не в курсе того, как пользоваться радиацией во благо?
У меня одного сложилось мнение, что Слабошпицкий - самоуверенный креативщик, который готов ухватиться за любую свежую-горячую тему, лишь бы выставить напоказ свое мнение?
нет. такого впечатления после общения с ним у меня не было. он просто увлечён темой Чернобыля и уже очень долго в неё вникает.
нет. такого впечатления после общения с ним не было. он просто увлечён темой Чернобыля и уже очень долго в неё вникает.
Скромности ему не занимать:) А так, эту короткометражку я бы действительно глянул, так как Чернобылем интересуюсь и даже планирую поездку в Припять на следующий год.
Похоже, Мирослава Слабошпицкого ждет большое будущее.
Хотелось бы пожелать успехов в творчестве. Приятно, что есть еще люди, которые что-то создают в нашей стране