23 октября в рамках
«Пока ночь не разлучит» — сборник комических зарисовок без связного сюжета и со скромным бюджетом, причем члены съемочной группы работали по необычной схеме — за процент от будущего проката. Корреспондент oKino.ua встретился с режиссером и узнал, как удалось снять целый фильм на основе статьи в журнале «Большой город» и как решить главную проблему кинообразования в России.
Беседу вел Арсений Князьков
— После Вашего мастер-класса стало ясно, о чем Вас спрашивают реже, чем стоило бы. Расскажите о втором фильме, который Вы недавно сняли, — фильме о фермере в жанре вестерн, на мастер-классе Вы о нем упоминали.
Ну, это номинально вестерн. И это, конечно, не ремейк, но толчком был американский фильм «Ровно в полдень» с Гари Купером. Самое смешное, что этот фильм был про маккартизм и языком вестерна рассказывал о современной американской действительности. И здесь мы взяли локальную историю фермера. Она, мне кажется, во многом рассказывает вообще про настроения людей сейчас у нас в стране, в России.
Когда мы писали сценарий, пошла некая волна вещей, случаев, выступлений, очень похожих на то, что происходит у нас в фильме. Это такое личное сопротивление системе: человек, который становится заложником обстоятельств, и дальше у него
— На какой стадии производства этот фильм?
Он готов, будет, думаю… он готов, в общем то, и все.
— Скоро ли он появится на фестивалях, в прокате?
Думаю, что сначала он появится на фестивалях. Очень просто без фестивалей прокатывать фильм про богатый ресторан с известными актерами, а фильм про сельское хозяйство и про фермера без фестивалей сложно пустить в прокат: его просто никто не посмотрит.
— Он финансировался по тому же принципу, что и «Пока ночь не разлучит»?
Нет, он финансировался государственными продюсерами. Его было бы, наверное, сложнее снять по такой системе.
— «Пока ночь не разлучит» — это множество отдельных новелл, которые в основном не связаны друг с другом. Есть ли среди них какая то, которая Вам особенно по душе?
(Долгая пауза) Нет, такой нет. Честно Вам сказать, я еще не отошел от этого фильма, и я не очень понимаю, насколько это хорошо или плохо. У меня нет к нему отношения — отношение к тому, что я снял, сформировывается через
Про «Пока ночь не разлучит» я пока не понимаю ничего
— И что из того, что Вы сделали, Вам нравится и что не нравится?
Мне ничего не нравится, кроме «Сумасшедшей помощи». «Сумасшедшая помощь» — единственный фильм, за который я
— А в чем в таком случае, по Вашему мнению, была причина того, что «Сумасшедшая помощь» не очень хорошо прошла в прокате? С учетом того, что фильм, в общем то, понятный, сделанный в такой советской трагикомической традиции.
Много разных причин.
Его посмотрело большое количество фестивальной публики, любителей кино и так далее, но на этом все — а это довольно узкая история.
— Просто мне кажется, что «Сумасшедшая помощь» по духу близка к тем фильмам, которые люди вроде бы знают и любят с детства: «Осенний марафон», «Афоня», «Берегись автомобиля» — к такой интонации.
Нет, спасибо огромное, что Вы это говорите, это очень приятно. Но я, честно говоря, не думаю, что это настолько… настолько хорошо.
— Вернемся к «Пока ночь не разлучит». Что послужило основой для истории с депортацией и для разговоров официантов? Насколько я понял, разговоры посетителей взяты в основном из заметок в «Большом городе»…
Не в основном, а в общем, полностью взяты — мы там ничего не добавляли, кроме истории Шнурова, которую он сам себе придумал, но она тоже довольно документальная. На кухне… Сначала мы попросили «Большой город», с которым начали сотрудничать, когда писали сценарий, послать корреспондента на кухню, точно так же попробовать записать эти разговоры. И действительно, корреспондент устроилась на кухню и две недели работала там посудомойкой. Слушала разговоры, записывала и довольно много чего полезного нам рассказала.
Потом мы сами ходили на кухню со сценаристом, Александром Родионовым, и там услышали историю от одного казаха, который хвастался, что вот такая вот история произошла ловкая. Понятно, наверное, было, что это неправда…
— Он рассказал о том, как его пытались депортировать?
Его друга. И как
Сидеть в ресторане для них неестественно, скучно, неправильно
— Почему в конце — драка? Я не знаю, Ваше это было решение или сценариста…
Это было мое решение. Это просто исходило из текста, который я прочитал: было очевидно, что это все должно закончиться дракой, потому что в тексте нарастает раздражение между людьми, нарастает ощущение неудобства их собственного сидения в этом ресторане. Все это для них неестественно, скучно, неправда, неправильно.
Это же вообще такое кино про нуворишей. Это кино про людей первого поколения богатства, когда они первый раз сидят в этих костюмах, у них в первый раз эти цепи, перстни, когда у них много денег. Это все для них непривычно, это очень душно. Честно говоря, для меня концовка — это такой добрый жест в их адрес, чтобы им стало полегче, чтобы они расслабились, подрались, успокоились и
— Очевидно спрашивать о влияниях, но все же: найти Вашему творчеству какие-то отечественные аналоги — современников, влияния — просто, с зарубежными сложнее. Есть какие-то зарубежные режиссеры, фильмы, на которые Вы ориентируетесь, которыми вдохновляетесь?
Очень сложно про это честно Вам сказать, потому что их очень много было: я киновед по образованию и киноман. Их и правда очень много, и я не выделял бы кого то, потому что все время от времени меняется. Прямым влиянием я бы назвал Бориса Барнета.
— Какие свои недостатки как режиссера Вы видите? Чего Вы еще не умеете?
Ну,
— А в чем конкретно это проявляется?
В том, что, мне кажется, можно было бы использовать более резкие решения, сценарные ходы. Этого мне не хватает.
— А какие Вы видите свои достоинства как режиссера?
Этого я не буду обсуждать.
— Тогда расскажите, каково Вам в составе жюри. Что Вы можете сказать о фестивале, о конкурсной, внеконкурсной программе — из того, что Вы уже видели.
Ну, я внеконкурсную программу вообще не видел, кроме нескольких фильмов, которые были на других фестивалях, потому что у нас по
А самое большое впечатление, если серьезно, — это работы
Такая махина, как ВГИК, и Высшие режиссерские курсы не делают абсолютно ничего. Это такой труп, к которому каждый год приходят новые студенты и ползают в этом гниющем трупе. На самом деле их ничему не учат вообще. Вот это — очень сильное мое эмоциональное потрясение. Потому что мне могут нравиться или не нравиться фильмы из этой программы, но профессионализм меня приводит в ступор: насколько мы опоздали везде, и уж не знаю, навсегда или нет.
ВГИК — гниющий труп, в котором ползают новые студенты
— В России что-то могут предпринять, чтобы изменить эту ситуацию?
Могут. Я уверен, что надо делать
— Может быть, тогда выход вообще в отсутствии обучения, чтобы все занимались всем?
Нет, кино — это как вождение автомобиля: дело техники. Вот этой технике, первой, базовой вещи надо научить. Преподаватели должны быть инструкторами по вождению, по большому счету, ну плюс еще
Попогребский - слишком претенциозен! Хлебников гораздо интимней, что ли. Возможно, его режиссура и хромает несколько, однако душевные фильмы получаются, особенно "Сумасшедшая помощь".
А на мой взгляд, режиссер слабый очень. Попогребский гораздо интересней.
Хотелось бы посмотреть фильмец. Если он действительно отображает события в Росии в последнее время, то скорее всего его не пустят в массовый прокат. ведь последние события-это протесты против власть имущих господ, произвола в стране на политической арене и выражение недовольства народа общим положением дел в области прав человека, свободы слова и т.д.
Интересное интервью. Много узнала о Борисе Хлебникове. Раньше он был мне мало известен.
Интересное получилось интервью. Солидарен с мыслью, высказанной режиссером в адрес ВГИКа. Справедливо, хотя, конечно, и очень печально.