Постоянные затемнения, раздражающие громкие звуки, тизер, тизер-трейлер, превью-трейлера — раньше промо большого кино обходилось без всего этого. И даже невзрачный ролик практически не влиял на дальнейшую прокатную судьбу картины. Тем интереснее посмотреть, какие трейлеры изначально были у фильмов, которые уже прошли испытание временем: от четвертого эпизода «Звездных войн» до «Бойцовского клуба».

Матрица

Сегодня такой ролик, как у первой «Матрицы», больше подошел бы к хорошему фантастическому телесериалу — слишком много слов, слишком медленный монтаж, даже за кадром звучит вовсе не знаковая композиция. Но даже так видно, что «Матрица» станет этапным фильмом для целого поколения зрителей и киноиндустрии: столько поразительных для своего времени эффектов представлены в одном видео. Они и принесли этому проморолику четыре награды на первой премии Golden Trailer Awards в 1999 году.

Форрест Гамп

Краткое изложение всех событий фильма, подкрепленное пафосной музыкой в конце — именно так примитивно выглядел оригинальный трейлер к «Форресту Гампу». Тому самому фильму, который и сегодня может растопить самое холодное зрительское сердце.

Побег из Шоушенка

Признание и культовый статус к «Побегу из Шоушенка» пришли далеко не сразу. Картину проигнорировали на «Золотом глобусе» и «Оскаре», кинотеатральный прокат тоже прошел вяло, но вот выход на кассетах для домашнего просмотра превратил дебют Фрэнка Дарабонта в настоящий народный хит. И кстати, трейлер «Побега из Шоушенка» и сейчас выглядит достойно для кино в жанре духоподъемной драмы.

Бойцовский клуб

В трейлере к этому фильму было все, что нужно: и музыка Pixies, и объяснение знаменитых правил бойцовского клуба, и пускающая сигаретный дым Марла, и мыло, которое варил Тайлер, и даже не всем понятная гиковская шутка на последних секундах.

Крестный отец

Снимаясь в «Крестном отце», Аль Пачино был уверен в том, что фильм провалится в прокате и станет чуть ли не худшим в истории. Увидев этот трейлер, вы бы решили так же и явно не отдали бы свои кровные за билет. Но для того времени подобные «фототрейлеры», состоящие просто из смонтированных под музыку бессловесных стоп-кадров, были явлением нормальным.

2001 год: Космическая одиссея

К этому фантастическому фильму Кубрика просто невозможно сделать плохой трейлер — этого даже аматору не позволят визуально безукоризненные кадры. Например, для тизера 1968 года оказалось достаточно слегка хаотичной нарезки да музыки Рихарда Штрауса. О чем фильм совершенно непонятно, но посмотреть его хочется. Для тех же, кому надо все объяснять, тогда же смонтировали другой трейлер — с закадровым голосом, рассказывающим о «путешествии человека навстречу своей судьбе».

Криминальное чтиво

Даже в трейлере к фильму Тарантино не обошлось без его фирменного стеба. Пафосное уведомления о награде Каннского кинофестиваля в начале видео разрывается от выстрелов — это Винсент, Джулс и другие герои простреливают сердца зрителей, до сих пор влюбленных в это кино.

Звездные войны

«Люк Скайуокер был обычным фермером, пока не получил послание от принцессы…» — вы вряд ли бы сегодня клюнули на трейлер, который начинается как сказка для самых маленьких. Есть и другая версия промо, более эффектная по сегодняшним меркам, похожая на триллер, но с теми же «завлекающими фразами» вроде «это история о парне, девушке и вселенной…». О как же легко было удивить зрителя в 70-х!

Молчание ягнят

Оригинальный трейлер выглядит жутко и с первых же секунд пугает зрителя гипнотическим взглядом Ганнибала Лектера. Редко какой фильм может похвастаться таким отличным промо, из выразительных средств которого оказалось достаточно крупных планов, деталей, мигающих кадров с Хопкинсом и лязгающих шумов.

Чужой

Не меньше ужаса нагоняет трейлер к «Чужому» 1979 года. Без слов, с хорошим монтажом и крупными кадрами кота Джонса, которые пугают не меньше физиономии Лектера. Представьте реакцию зрителя тех лет, которому только-только предстояло знакомство с ксеноморфами — пока что на экране он просто видел что-то очень страшное. И еще этот слоган на последних кадрах: «В космосе никто не услышит твой крик».

Леон

На примере фильма «Леон» видно, как по-разному рекламировались фильмы в Америке в Европе. Англоязычный трейлер — вполне себе стандартное видео, где четко понятен сюжет, выделены вызывающий сопереживание главный герой и бесчеловечный главный негодяй. Французский трейлер — совсем другое дело: первую минуту занимает цельный кусок из фильма, ничего не понятно, Леона почти не видно, зато много показывают девочку, о чьем значении для сюжета тогдашний зритель знать не мог. Но на подсознательном уровне это видео очень даже впечатляет.

Терминатор 2: Судный день

Первую часть и сиквел «Терминатора» разделяли целых семь лет, потому с помощью трейлера надо было, во-первых, напомним, что было в первом фильме, а во-вторых, подготовить зрителя к ключевому «твисту». Ведь герой Шварценеггера из злодея превращался в защитника, которого публика должна была полюбить еще раньше, чем семья Коннор. Сегодня многие приемы, использованные в этом трейлере, кажутся китчем, особенно фирменные фразы Шварца и заверение закадрового голоса в том, что мы подобного еще не видели.

Назад в будущее

Тизер к началу трилогии Роберта Земекиса больше похож на рекламу автомобиля DeLorean, кроссовок и очков-авиаторов, в которую пригласили обаяшку и кумира подростков Майкла Дж. Фокса. Но это гораздо лучше, чем основной ролик к фильму — заурядное и типичное для 80-х видео с фоновым завыванием Хьюи Льюиса.

Пятый элемент

Если промо «Назад в будущее» многое нам говорили о популярной культуре 80-х, то трейлер к «Пятому элементу» — дань 90-м, с его предвкушением расцвета и доступности новых технологий и любовью к кислотным цветам. Вы только гляньте на эти «футуристические» шрифты!

Апокалипсис сегодня

Затянутость и иллюстративность, пожалуй, можно считать недостатками трейлера к «Апокалипсису сегодня». Хотя в нем нет ни одного проходного момента. Впрочем, таких не найдешь и в самой ленте Копполы, отправляющей зрителя путешествовать в самый ад Вьетнамской войны.