16 февраля в украинский прокат выходит «Патерсон», фильм, который уже назвали самой лиричной работой Джима Джармуша. К премьере oKino.ua вспоминает пять этапных лент этого режиссера, а заодно и ключевые мотивы его творчества, снискавшие ему любовь критиков и почитателей.

Отпуск без конца

Отпуск без конца

Ключевые мотивы: скитальцы и маргиналы, отсутствие дома, Нью-Йорк.

Джармуш никогда особо ничему не учился и ко всему приходил собственным путем. В 80-х он был близок к нью-йоркской панк-сцене, но его главным увлечением оставалось кино. В 26 он получил грант на киношколу. Вот только вместо учебы там он снял полнометражный фильм. Рассказывалось в нем о вечном перекати-поле, путешествующем по Нью-Йорку. Сам город напоминал место после конца света, а исполнитель главной роли играл практически самого себя и, как и в фильме, следовал правилу не засиживаться подолгу на одном месте и с одними людьми. Сам же Джармуш, вдохновленный Вендерсом и Антониони, в фильме нашел свою стилистику — неспешный ритм и зачастую статичные кадры.

Ночь на Земле

Ключевые мотивы: роуд-муви, юмор, абсурдные диалоги.

За год до «Ночи на Земле» Джим Джармуш снял фильм «Таинственный поезд», где перекликались три истории, происходящие на родине Элвиса Пресли — в Мемфисе. В «Ночи на Земле» он пошел еще дальше и сделал пять разных историй о пяти разных городах. В каждой из них в центре сюжета был диалог таксиста и подсевшего к нему пассажира или пассажиров, а среди исполнителей ролей — как друзья режиссера, так и актеры, с которым он всегда мечтал поработать (например, Джина Роулендс — вдова и муза одного из его любимых режиссеров Джона Кассаветиса). В результате получилась киноманская комедия, где ощущалась атмосфера того или иного города. А заодно и еще один рассказ о вечных скитальцах.

Мертвец

Мертвец

Ключевые мотивы: одиночки, мужская дружба, поэзия.

Помимо кино и музыки, еще одной важной страстью Джармуша всегда была поэзия. Первый раз он отдал ей дань уважения в «Мертвеце». Главного героя здесь звали Уильямом Блэйком, как и одного из любимых поэтов режиссера. А многие второстепенные персонажи и реплики были взяты непосредственно из блэйковских произведений. «Мертвец» поспешили окрестить экзистенциальным вестерном, на деле же он был еще одной классической джармушевской историей о герое-одиночке, его тихом бунте, обязательной дороге и не менее обязательной мужской дружбе. Также тут выделялся минималистический саундтрек — еще одна частая составляющая фильмов Джима Джармуша.

Пределы контроля

Пределы контроля

Ключевые мотивы: форма, преобладающая над содержанием; дорога в никуда; молчание.

В жизни Джармуш не особо многословен, в отношении ко многим вещам предельно радикален. К последним относится и кино. Джармуш никогда не хотел снимать фильмы на заказ и всегда оставался верен себе. В какой-то мере, «Пределы контроля» — кино о таком радикализме в искусстве. Во всяком случае, такая трактовка этой картины встречается чаще всего. В то же время именно в «Пределах контроля» у режиссера впервые форма откровенно преобладала над содержанием, а некоторые сцены имели смысл только в визуальном плане. Последнее, конечно, не так уж и плохо, но многие этого Джиму не простили, а американская критика, так восторгавшаяся его предыдущими работами, «Пределы контроля» полностью разнесла.

Выживут только любовники

Выживут только любовники

Ключевые мотивы: одни против целого мира, снобизм, усталость, промышленные города.

Герои Джармуша всегда были другими в этом мире, но никогда особенно из-за этого не переживали. В ленте «Выживут только любовники» они не просто возводят свою инаковость в культ, но и буквально упиваются этим. Вместе с тем, сам фильм — это грустное высказывание режиссера о самом себе, вечном аутсайдере, который всю жизнь не вписывается в общепринятые законы, и взгляд на мир, которого больше нет. Не случайно, для того чтобы снять эту ленту, Джиму понадобилось долгих семь лет, а самым сложным в этот период было найти финансирование. В итоге «Выживут только любовники» полюбили критики и европейские зрители, но в США картина провалилась.