Четырнадцать кинофестивалей класса «А» отсеивают лучшее из десятков тысяч фильмов, которые ежегодно снимаются во всём мире. По обладателям Гран-при этих кинофорумов можно судить о последних тенденциях в кинематографе. В связи с этим мы отобрали 14 победителей этих кинофестов, а также ленту, которая взяла главную награду не менее авторитетного фестиваля «Сандэнс».

Лидером этого года стала Франция, чьи фильмы собрали больше всего наград из всех нижеперечисленных — Vive la France!

Кинофестиваль в Карловых Варах

«Хрустальный глобус», высшую награду феста, 
получила норвежская картина
Мартина Ланда «Почти мужчина»

Фильм рассказывает о человеке так называемого поколения кёрлинга — так на Скандинавском полуострове называют людей, которым сегодня 30–35 лет. Их так прозвали, потому что этим людям родители практически всю жизнь расчищали дорогу — так же, как и спортсмены в кёрлинге натирают дорожку для гири, чтобы она плавно скользила.

Однако подобная беспроблемная жизнь оборачивается для этих людей не всегда лучшим образом. Достигая возраста, когда им самим приходится воспитывать своих детей, они не знают, как себя вести. Именно так себя чувствуют главные герои этой картины.

Венецианский кинофестиваль

«Золотой лев» достался новому шедевру
корейца Ким Ки Дука — «Пьете»

В центре сюжета — жестокий ростовщик Кан До, живущий в абсолютном одиночестве на окраине мегаполиса. Его работа заключается в том, чтобы выбивать долги из бедных мануфактурщиков. Если у них нет денег, чтобы покрыть долг, Кан До калечит их, чтобы они могли вернуть деньги за счёт страховки. Но однажды он встречает женщину, которая называется его матерью, и с этого момента его жизнь кардинально изменяется.

Несмотря на фирменную «ким-ки-дуковскую» жестокость, после просмотра эта лента оставляет достаточно светлые ощущения.

Кинофестиваль в Сан-Себастьяне

Кроме Гран-при — «Золотой раковины», лента француза
Франсуа Озона «В доме» получила на этом фесте и награду
за лучший сценарий

Фильм рассказывает о кротком и тихом мальчике, который вечно сидит на задней парте и практически не общается со сверстниками. Однажды учитель мальчика замечает, что у него недюжинный литературный талант. В связи с этим преподаватель начинает присматриваться к мальчугану и понимает, что он обладает удивительной способностью следить за другими людьми.

Главный герой может часами стоять у окна, наблюдая за тем, что происходит на улице или как возятся во дворе соседи. Оказывается, что за последними он наблюдает уже очень давно.

Кинофестиваль в Мар-дель-Плата

«Золотой Астор» — Гран-при кинофорума — достался румынской
картине Кристиана Мунджиу «За холмами»

Фильм повествует о специфических взаимоотношениях двух девушек — послушницы монастыря Войчиты и эмигрантки, вернувшейся на родину. Последняя хочет увести свою подругу в другую страну, но Войчита слишком привыкла к монастырскому укладу и не хочет ничего менять в своей жизни. Чтобы вырвать её из монастыря, ей необходимо бросить вызов самому Богу…

Лента уже успела собрать целый ряд наград на других кинофестивалях, среди которых каннские призы за лучший сценарий и лучшую женскую роль, который разделили между собой исполнительницы двух главных ролей.

Берлинский кинофестиваль

В этом году «Золотым медведем» дополнили свою и без того
огромную коллекцию кинонаград легендарные итальянцы
Паоло и Витторио Тавиани

Фильм «Цезарь должен умереть», за который они и были отмечены, братья снимали, когда им обоим было уже за восемьдесят. Но, несмотря на возраст своих создателей, лента выглядит свежей и живой.

В этой картине обыгрывается эксперимент: театральный режиссёр ставит спектакль по пьесе Шекспира «Юлий Цезарь» в колонии строго заключения с актёрами-зэками. По мере того как каждый из заключённых вникает в свою роль, он начинает смотреть на жизнь по-новому и пересматривает свои прошлые поступки. По мере приближения к дате премьеры актёры осознают, что граница между реальностью и сценой всё больше и больше стирается.

Варшавский кинофестиваль

Гран-при фестиваля получила драма бельгийского режиссера
Фредерика Фонтейна «Танго либре».

В центре этой истории — одинокий мужчина по имени J.C., который работает охранником в тюрьме. В свободное время он ухаживает за свое золотой рыбкой и раз в неделю ходит на танго. На одном из занятий он знакомится с притягательной девушкой Элис. Судьба у женщины непростая: оба её мужчины сидят в одной и той же тюрьме, и она навещает их по очереди. Темпераментная история взаимоотношений охранника и женщины завязывается самым невероятным образом…

Картина также была удостоена специального приза жюри на Венецианском кинофесте в программе «Горизонты».

Каннский кинофестиваль

«Золотую пальмовую ветвь» получила лента «Любовь»
режиссёра Михаэля Ханеке.

Фильм рассказывает о последних месяцах жизни престарелых супругов Жоржа и Анны, которые прошли рука об руку через всю свою жизнь. Несмотря на свой преклонный возраст, они продолжают, как и прежде, любить друг друга. Однако у Анны неожиданно начинают появляться признаки неизлечимой болезни. Жорж всецело посвящает себя заботе и ухаживаниям за Анной. Он не может допустить того, чтобы она лежала в больнице или в доме престарелых.

Несмотря на то что Ханеке начал снимать достаточно поздно, за свою карьеру он успел получить две высшие награды Канн, что удавалось лишь шести режиссёрам за всю историю феста.

Кинофестиваль в Локарно

«Золотого леопарда» получила картина француза
Жана-Клода Бриссо «Девушка из ниоткуда».

Лента рассказывает о старике Мишеле, вышедшем на пенсию после многолетнего преподавания математики. Его жена умерла, поэтому он остался в полном одиночестве, коротая свою жизнь за написанием эссе. Однажды перед своей дверью он встречает раненную девушку Дору. Приютив её, Мишель вдруг замечает, что с её появлением в доме начинают происходить странные события.

«Сандэнс»

Приз жюри в категории «Лучший драматический фильм»
получила американская лента Бена Зайтлина
«Звери дикого Юга».

Картина снята в достаточно редком для кино стиле — магическом реализме. В центре истории — шестилетняя девочка по имени Хашпаппи, которая живёт в нищем посёлке «на краю света». Суровые условия жизни закаляют девочку: нищета и поиск еды и угроза наводнения постоянно держат её в напряжении и не дают расслабиться. Когда её отца «скашивает» загадочная болезнь, она отправляется на поиски своей матери, что превращается в настоящую фантасмагорию.

Также фильм был отмечен в Каннах призом за лучший дебют — «Золотой камерой».

Кинофестиваль в Монреале

Высшую награду главного североамериканского
киносмотра «Золотой Ирис» получила турецкая картина
Исмаила Гунеша «Где горит огонь».

В ней поднимается проблема так называемых убийств чести, популярных в турецких глубинках. Такие убийства имеют место, когда кто-то оскверняет честь семьи. Убийство такого человека считается не преступлением, а долгом. В центре этой истории — молодая провинциальная девушка, которая неожиданно беременеет. Отец этой девушки оказывается в непростом положении, когда ему приходится выбрать между традицией и совестью. Согласно первой, он должен убить свою дочь, согласно второй, — поддержать её.

Кроме того, фильм на фесте был удостоен приза международной федерации кинокритиков FIPRESCI.

Московский кинофестиваль

Кроме «Золотого Георгия» (Гран-при феста), британская лента
Тинджи Кришнана «Никчёмные» получила и приз за 
лучшую мужскую роль, который достался
актёру Эдди Марсану.

В центре сюжета — солдат-отставник Фрэнк, страдающий в равной степени от алкоголизма и одиночества. На память от службы в армии у него осталось посттравматическое стрессовое расстройство. По непонятной сперва причине он впускает в свой дом бездомную девушку Линетт. Постепенно отношения Фрэнка с ней перерастают в нечто большее.

Кинофестиваль в Токио

Гран-при крупнейшего в мире киносмотра с экологическим уклоном
«Сакура Токио» достался в этом году французу Лоррэйну Леви
за его картину «Сын другой».

Иосиф, молодой израильтянин, собирается пойти в армию. Во время прохождения медосмотра узнаёт, что не является сыном своих родителей. Оказывается, что после родов повитухи перепутали его с младенцем из еврейской семьи, тогда как сам он является ребёнком палестинской семьи с Западного берега Иордана.

Главный герой, а вместе с ним и его родственники вынуждены пересмотреть свои стереотипы, веру и национальную идентичность.

Шанхайский кинофестиваль

Золотой кубок «За лучший фильм» получила иранская картина
«Медведь» от режиссёра Хосро Масуми.

История, рассказанная в этой ленте, основывается на реальных событиях. В родное село возвращается мужчина, о смерти которого было объявлено восемь лет назад. Он видит, что за это время его жена уже вышла за другого человека и родила ему двоих детей. Несмотря на это, главный герой пытается всеми правдами и неправдами вернуть былое — вновь завести семью и обрести старых друзей.

Хосро Масуми стал единственным режиссёром в истории этого феста, который удостаивался его Гран-при дважды. Впервые он получил эту награду в 2004 году за ленту «Традиция любителя убивать» (Rasm-e ashegh-koshi).

Индийский международный
кинофестиваль GOA

Статуэтка «Золотой павлин» (Гран-при киносмотра) в этом
году осталась в Индии: её получила лента
«Милость слепой лошади» режиссёра Гурвиндера Сингха.

События картины разворачиваются в течение одного дня в маленьком селе Пунджаби. В центре фильма — обездоленные жители этого местечка, которые вынуждены каждый день бороться с голодом, холодом и неблагополучием. Их несчастья дополняются ещё и тем, что на село надвигаются бульдозеры: арендодатели хотят сравнять местные жилища с землёй. Однако им пытаются противостоять старейшины…

Каирский международный
кинофестиваль

Первый постреволюционный Каирский кинофестиваль в 2012 году прошёл не без происшествий. Из-за беспорядков в центре города торжественная церемония закрытия кинофорума была отменена и некоторые главные награды феста
не вручались. При этом, однако, лучшим фильмом была признана французская картина «Поездка в Кируну» (Rendez-vous a Kiruna). Гран-при феста — «Золотую пирамиду» и $50 тыс. — получила режиссёр Энн Новион.

Лента рассказывает об отце и сыне, которые вместе совершают путешествие в Лапландию. Примечательно, что буквально до самого отправления они друг друга никогда не видели.