Победой российской ленты «Географ глобус пропил» завершился 4-й Одесский кинофестиваль. В этом году на ОМКФ показали множество разнообразных фильмов. Среди них хватало как запоминающихся работ, так и тех, о которых многие предпочли бы забыть. Подводя свои итоги фестиваля, oKino.ua вспоминает лучшие и худшие фильмы Одессы: о некоторых из них мы уже писали, о других самое время вспомнить сейчас в первый и последний раз.

Лучшие

5 лучших и худших фильмов ОМКФ-2013

Фрэнсис Ха

Реж. Ноа Баумбах

Ноа Баумбаха и Грету Гервиг в США часто сравнивают с молодыми Годаром и Анной Кариной. Все это, правда, говорится скорее в контексте их союза, чем из-за схожести фильмов. Как и легендарная французская пара, Баумбах и Гервиг живут и работают вместе. Сначала их союз подарил нам трогательный фильм «Гринберг», теперь — «Фрэнсис Ха». Последняя картина — это еще и оммаж французской «новой волне»: черно-белая лента, с остроумными диалогами и переосмыслением обычной мелодрамы. «Фрэнсис Ха» — это любовная история, вывернутая наизнанку: вместо пары влюбленных здесь рассказывается о двух подругах, которые дружат, ссорятся, расстаются, ищут свое место в жизни и снова оказываются вместе. Кроме того, это и история о том, что каждому необходимо прежде всего найти свое предназначение. И только когда подобное произойдет — тогда и будет возможно личное счастье.

5 лучших и худших фильмов ОМКФ-2013

В цвету

Реж. Нана Эквтимишвили, Саймон Гросс

«В цвету» — очень личный фильм для режиссера Наны Эквтимишвили. Как и ее главные героини, две девушки, живущие в Тбилиси в начале войны, Эквтимишвили в 1992 сама заканчивала школу. Отсюда и эта грусть, и чувство ностальгии по юности, пронизывающие фильм. «В цвету» напоминает «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева и другие ленты советской оттепели. Взросление, любовные переживания здесь заслоняют весь ужас происходящего вокруг. В фильме мы практически не слышим звуков войны, но ее присутствие ощущается незримо. «В цвету» казался главным фаворитом фестиваля, уж больно он выделялся на фоне фильмов конкурса, но жюри и зрители решили иначе.

5 лучших и худших фильмов ОМКФ-2013

Вечное возвращение

Реж. Кира Муратова

Как это ни печально, но «Вечное возвращение» выглядит как фильм-прощание великого режиссера. Сейчас очень хочется верить, что это все же не так. Новый фильм Муратовой состоит из серии повторяющихся сценок о том, как мужчина приходит к своей бывшей однокурснице и рассказывает ей, что разрывается между двумя женщинами (женой и любовницей). В каждой из сценок подобная новость вызывает совершенно разную реакцию. Однако важнее то, что «Вечное возвращение» — это прежде всего рассуждение Муратовой о сегодняшнем кино. А также своеобразное признание режиссера. Ведь за серией повторяющихся эпизодов оказывается история о произведении искусства без автора, где всем заправляют нелепые продюсеры, одержимые деньгами. Мысль, конечно, не новая, но довольно парадоксальная для Муратовой, которая всю жизнь умудрялась делать кино независимо ни от кого.

5 лучших и худших фильмов ОМКФ-2013

Элитное общество

Реж. София Коппола

От ленты Копполы вряд ли ждали какого-то большого прорыва. Так скорее и произошло. Однако, «Элитное общество» — это одна из немногих киноработ, которые простым и доходчивым языком говорят о современном мире и влиянии СМИ. Причем Копполе не пришлось изобретать для этого велосипед, а стоило только рассказать известную газетную историю о подростках, грабивших знаменитостей. После этих ограблений, благодаря прессе и Интернету, каждый из них обрел свой кусочек славы. И один из вопросов, который задает картина, мог бы звучать так: «На что сегодня готовы люди ради популярности?». После этого мы можем вспомнить миллионы реалити-шоу, заполонивших сегодняшнее ТВ, а также довольно проходной фильм «Реальность» Маттео Гарроне, который в прошлом году уже пытался говорить на эту тему и нашу всеобщую одержимость фейсбуком.

5 лучших и худших фильмов ОМКФ-2013

Делириум

Реж. Игорь Подольчак

Подольчак сегодня — это главный арт-режиссер Украины. Бывший художник, в какой-то момент он понял, что ему тесно в рамках современного искусства. Следующим шагом для себя он выбрал кино. Первый фильм Подольчака «Менины» — настораживал, восхищал, будоражил. Второй — «Делириум», — повторяя все это, дополняется множеством загадок. Такого кино в независимой Украине точно еще никто не снимал. И, возможно, нужно совсем немного времени, чтобы у нас признали гениальность этого режиссера.

Худшие

5 лучших и худших фильмов ОМКФ-2013

Не хочу умирать

Реж. Алиса Павловская

Нынешний Одесский кинофестиваль показал, что уровень украинского кино действительно вырос. Помимо «Делириума», также был довольно крепкий «Креденс» Валентина Васяновича и неплохие короткометражки. Но хватало и совершенно необязательных фильмов, среди которых особенно выделялась лента Алисы Павловской. «Не хочу умирать» — это фильм в стилистике Александра Шапиро, но снятый без каких-либо подготовок и репетиций. Здесь собрано практически все худшее, что есть в нашем кино: от чернухи до бестолковых актерских работ. Единственный плюс ленты — участие в ней знаковых андеграундных персон. Но на них, впрочем, можно посмотреть и так, просто побывав в Одессе.

5 лучших и худших фильмов ОМКФ-2013

Великая красота

Реж. Паоло Соррентино

В Каннах из года в год шутят по поводу участия в конкурсе картин итальянца Паоло Соррентино, называя их не иначе как «традиционной нелепостью». Независимо от их качества, они каждый раз борются за «Золотую пальмовую ветвь», получают порцию критики, но и находят своих почитателей, готовых с пеной у рта защищать их художественную ценность. Новый фильм Соррентино уже поспешили назвать вершиной режиссера. И в этом есть своя истина. «Великая красота» — это совершенно пустой фильм, снятый о пустоте и во имя пустоты. При этом здесь все вторично, многое повторяет «Сладкую жизнь» Феллини, а в качестве приманки используются открыточные виды Рима и вырванные из контекста умные цитаты из классики. Так, герой то и дело цитирует Флобера, вспоминает Толстого. А в эпиграфе ленты значится цитата из Луи-Фердинанда Селина — писателя, которому и в страшном сне не могло присниться, что его имя будет стоять перед фильмом об итальянских аристократах.

5 лучших и худших фильмов ОМКФ-2013

Параджанов

Реж. Серж Аведикян, Елена Фетисова

Главный провал фестиваля, который неожиданно получил приз как лучший украинский фильм года. Возможно, все это было просчитано заранее. И даже ретроспектива Параджанова была сделана всего лишь в качестве бонуса к нему. Однако киноработа Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой — это стерильная биография о некоем известном человеке, где вместо Параджанова мог быть кто угодно, включая как некоего творца Х, так и самого Сталина или Брежнева.

5 лучших и худших фильмов ОМКФ-2013

Майор

Реж. Юрий Быков

В этом году российское кино больше разочаровывало, чем удивляло. И «Майор» здесь скорее один из несколько подобных примеров. В мае фильм неожиданно показали в Каннах; ранее сам режиссер признавался в интервью, что любит крепкое мужское кино и Мэла Гибсона. Как связано первое со вторым — не известно, но его «Майор» — это довольно слабый и спекулятивный фильм, который скорее подтверждает тот факт, что участие в Каннском кинофестивале сегодня — уже далеко не знак качества.

5 лучших и худших фильмов ОМКФ-2013

Все пропало

Реж. Джей Си Чендор

Еще один участник Канн и фильм открытия Одесского кинофестиваля. О нем мы достаточно писали в нашем дайджесте. Но главный вопрос к работе Чендора как был, так и остается — что же все-таки случилось с бородой Роберта Редфорда?