Недавняя премьера «За канделябрами» Стивена Содерберга заставила всех вспомнить о таком забытом ответвлении кинематографа, как телефильм. Это незаслуженно забытый жанр киновысказывания, со своими правилами, эстетикой, формой и подачей. oKino.ua решило исправить эту оплошность и выбрало десять лучших телефильмов за последние 50 лет.

Реквием по тяжеловесу

Реж. Ральф Нельсон, 1962

Знаковая спортивная драма канала CBS, сценарий для которой сочинил Род Серлинг, автор великого сериала «Сумеречная зона». В основе сюжета — история ветерана боксерского ринга Луиса Риверы, который зализывает раны после крупного поражения; врачи не советуют ему выходить на ринг, иначе это чревато для Риверы потерей зрения. Однако его безответственный менеджер связывается с мафией и влипает в крупные долги, Луис требует матча-реванша — и все это в конечном итоге выливается в смертельный поединок на ринге, от которого зависит все. «Реквием по тяжеловесу» задал стандарты качества для всех последующих фильмов в этом жанре: именно отсюда растут ноги у знаменитой истории о Рокки Бальбоа.

Дуэль

Реж. Стивен Спилберг, 1971

В начале карьеры Стивена Спилберга студия Universal подписала с ним контракт на четыре телефильма. Первым из них стал триллер «Дуэль»: история о психованном водителе грузовика, который атакует на дороге главного героя — водителя красного «Плимута» Дэвида Манна. Примечательно, что в ленте нет декораций (действие происходит прямо на дороге), а в сценарии прописано всего 50 строк. Таким образом, напряжение достигается за счет операторской съемки и внутрикадрового психологического давления. Через год «Дуэль» получила «Золотой глобус» в номинации «Лучший телефильм».

Сцены из супружеской жизни

Реж. Ингмар Бергман, 1973

Эта душераздирающая история одного брака была изначально снята для шведского телевидения. Всего в шести эпизодах Ингмар Бергман передал всю непростую суть человеческих отношений — и заданную этим фильмом высокую планку до сих пор никому перешагнуть не удалось. «Сцены из супружеской жизни» предельно минималистичны: там нет закадрового саундтрека, и по большей части в кадре появляются лишь два героя в камерной обстановке — супруги Марианна (Лив Ульман) и Юхан (Эрланд Юсефсон). Но в итоге с помощью мастерства своего постоянного оператора Свена Нюквиста Бергману удалось снять нетленку — картину, которую можно пересматривать всегда, и она не покажется устаревшей или же неактуальной.

Не бойся темноты

Реж. Джон Ньюлэнд, 1973

Часто малыми средствами достигаются большие цели. Безвестные кинематографисты Джон Ньюлэнд и Найджел Маккинд, получившие заказ от канала ABC, создали в предельно сжатые сроки — всего за две недели — малобюджетный фильм ужасов, который, в принципе, не обещал стать чем-то великим. Но по каким-то мистическим причинам лента-эксперимент о жутком доме в викторианском стиле и страшных существах, обитающих в нем, стала самой настоящей хоррор-классикой. Киноработой, к слову, соблазнился сам Гильермо дель Торо, который выступил продюсером ремейка этой картины, вышедшей в 2011 году.

На следующий день

Реж. Николас Мейер, 1983

Знаковый американский телефильм, который в день своего показа — 20 ноября 1983 года — собрал у экранов колоссальную аудиторию в 100 миллионов человек. Режиссер Николас Мейер нарисовал пронзительную постапокалиптическую картину, изображающую последствия ядерного взрыва в Канзасе, в самом сердце Америки. Фильм вызвал пылкие дискуссии и огромный общественный резонанс и сейчас стал во многом хрестоматийным. Все дело здесь в подаренной Мейером надежде и вере в нацию — те вещи, которыми часто пренебрегают создатели блокбастеров для больших экранов.

Четыре дня в июле

Реж. Майк Ли, 1985

Малоизвестный телефильм британца Майка Ли об этнополитическом конфликте в Северной Ирландии, который еще называют «The Troubles». В «Четырех днях в июле» мы наблюдаем за жизнью двух семей, которые находятся по разные стороны идеологических и религиозных баррикад. И тем не менее они во многом схожи — к тому же обе семьи ожидают своего первенца. «Четыре дня в июле» — это стоящая лента о том, что все различия и межнациональные распри люди придумывают себе сами, ведь в природе их просто не существует.

Если бы эти стены могли говорить

Реж. Шер, Нэнси Сэвока, 1996

В 90-ые главным поставщиком телефильмов стал кабельный канал HBO, который первым начал открыто говорить на остросоциальные и ранее табуированные темы. Один из ярких примеров их смелой программной политики — разбитая на три новеллы картина «Если бы эти стены могли говорить», в которой поднимается тема абортов. Три истории непростого женского выбора подняли на новый уровень общественную полемику, касающуюся проблемы прерывания беременности.

Джиа

Реж. Майкл Кристофер, 1998

Излюбленный фильм всех начинающих киноманов, которые уже выросли из «Реквиема по мечте», но от общего курса «Кино, которое заставляет задуматься» пока что отходить не желают. Если же отбросить иронию и взглянуть на картину более-менее объективно, то это действительно сильный по своему воздействию байопик от HBO. В его основу легла трагическая история жизни Джиа Каранджи — известной американской топ-модели, которая подсела на наркотики, опустилась до проституции и в конечном итоге умерла в 26 лет от СПИДа. Именно «Джиа» открыла миру фактурную Анджелину Джоли.

Вечерний экспресс «Сансет Лимитед»

Реж. Томми Ли Джонс, 2011

Два героя: Сэмюэл Л. Джексон в роли «Черного», Томми Ли Джонс, снявший этот фильм, в роли «Белого». Один спасает другого от прыжка под поезд. Это приводит к серьезному обстоятельному разговору о самом важном: о вере и ее значении для человека, о присутствии Бога и логических обоснованиях его существования (и нужны ли они), о том, ради чего вообще стоит жить. Лента создана по пьесе гениального Кормака МакКарти (это по его роману, к примеру, братья Коэн сняли «Старикам тут не место»).

За канделябрами

Реж. Стивен Содерберг, 2013

Да, здесь львиную долю экранного времени придется наблюдать гомосексуальную нежность между Майклом Дугласом и Мэттом Дэймоном. Да, Стивен Содерберг, отдавший эту работу каналу HBO, безусловно, провокатор. Но все же достоинства «За канделябрами» перекрывают все недостатки телефильма. Так, перед нами и смелая тема, подталкивающая к размышлениям и дискуссиям; и едва ли не лучшие роли тех же Дугласа и Дэймона; и непривычно трогательный Содерберг, каким мы видим его, может быть, в последний раз...