oKino.ua продолжает обозревать новые эпизоды «Настоящего детектива». В сегодняшнем материале мы выясняем, почему о сериале сложились настолько полярные мнения и выводим формулу его правильного просмотра.

Осторожно! Возможны спойлеры!

Кажется, выбранный нами темп публикации обзоров (по две серии сразу) — это отличный рецепт для правильного восприятия второго сезона «Настоящего детектива». Сериал сделан нарочито медленно — по последней моде. Действия пока что мало, но в том, что нам показывают, акцентируется каждая деталь. Рэй Велкоро достает зубами сигарету из смятой пачки. Фрэнк долго смотрит в глаза тем, кому в свое время оказал ту или иную услугу. Камера задерживается на лице Пола Вудроу так долго, что его смятение буквально в физическом смысле передается зрителю. Это, конечно, не может не раздражать, если смотреть этот затянутый кисель по серии в неделю. Такой темпоритм, наверное, могут выдержать только те, кто отсмотрел все сезоны «Безумцев» и привык смаковать мелочи. Разброс между действием и «стилем» «Настоящего детектива» слишком огромен: не покидает ощущение, что Ник Пиццолатто и компания зачем-то до сих пор рисуются перед зрителем, зациклились на эстетике и не спешат развивать сюжетную линию. Но совсем другое дело, если смотреть по два эпизода за один раз. Тогда все становится на свои места.

Настоящий детектив

Если вспомнить, в предыдущем обзоре все было примерно так: первая серия — «открыточная», в ней представляют героев и ничего не происходит. Во второй серии мы начинаем проникаться к героям эмпатией и примеряем на себя ту реальность, в которой они обитают: Калифорния наших дней, в которой время практически остановилось, а сверхзадачей является установка «просто выжить» и не скатиться с нижнего этажа на самое дно. Вторая серия объясняет первую — и наоборот. Тот же эффект наблюдается в случае с третьим и четвертым эпизодами.

Настоящий детектив

В третьей серии мы смотрим, как Фрэнк пытается выкрутиться из ситуации полнейшего банкротства (Бен Каспер умер с 5 миллионами Фрэнка в кармане) и вернуть себе былое достоинство. Он ходит по бывшим коллегам и снова ставит их на проценты за дела минувших лет. Тем временем жена действует ему на нервы, пытаясь заполучить его сперму в стаканчик для оплодотворения. Но Фрэнку, конечно, не до этого. Рэй Велкоро практически потерял своего сына (и свою душу) — и даже встреча с отцом не помогает восстановить равновесие. Мир Пола Вудроу летит в пропасть стремительнее других: встреча со старым приятелем возвращает ему неприятные воспоминания о собственной гомосексуальности, которые в итоге приводят к полнейшей катастрофе. Даже возникает своеобразное привыкание: кажется, что таким образом и будет развиваться сериал — и с этим уже ничего не поделаешь. Жизни главных героев будут последовательно рушиться до основания, а тупиковое расследование убийства Бена Каспера не принесет им никакого облегчения. Так все и тянется до тех пор, пока не происходят финальные пятнадцать минут в четвертой серии, которые меняют абсолютно все, что мы узнали и с чем нехотя свыклись до этого.

Настоящий детектив

Если вкратце, в конспиративной квартире Каспера находят следы проститутки, которые приводят к ее сутенеру-мексиканцу. Вроде бы дело «официально» и можно закрыть: задержать их и повесить убийство высокопоставленного чиновника. Тем более, отпечатки пальцев совпадают. Набирается небольшой полицейский отряд во главе с Ани Беззеридис, чтобы провести рядовую облаву и защелкнуть наручники на запястьях этого самого сутенера. Но то, чем оборачивается эта облава в итоге, однозначно войдет в историю великих моментов телевидения — это в самом деле перестрелка года, если не десятилетия. И вот после того, что случилось в конце четвертого эпизода, довольно трудно предугадать, что будет дальше с нашими героями. Эти минуты были предвестниками апокалипсиса — и, возможно, дальше «Настоящий детектив» оправдает всю свою медлительность и «стилизацию».

Настоящий детектив

Если же не выступать адвокатом второго сезона, то нужно признать следующее: в каком-то смысле сериал стал пародией на себя же. Тяжелая поступь излишней серьезности раздавила сюжет. В «Настоящем детективе» больше нет будоражащей умы истории, в нем есть только атмосфера, но атмосфера без сюжета выглядит совсем искусственно. Гомосексуальная драма ветерана войны Пола Вудроу не срабатывает, «Горбатой горы» не получается. Этический конфликт Эни Беззеридис (на нее настучали за секс с сослуживцами) выглядит совсем уж плоско, когда у нее с уст слетает конструкция, похожая на избитую фразу «это все потому, что я девушка». И так далее — все эти частицы общей истории (точнее, ее подобия) не работают даже по отдельности. Точнее, не работали. Финал четвертой серии должен успокоить даже скептиков, которые по каким-то причинам еще остались и смотрят сериал. Этой несусветной перестрелкой главных героев наконец сшили вместе: после пережитого ада на земле они теперь связаны прочными нитками и уже друг от друга не денутся даже при огромном желании. И дальше, возможно, мы выясним, кто же из них — настоящий детектив.