«Настоящий детектив», серия 5 и 6: жидкое небо и плагиат на Эллроя
Олесь Николенко
.
02 августа, 2015
6
oKino.ua продолжает смотреть и анализировать свежие эпизоды «Настоящего детектива». В сегодняшнем обзоре пятой и шестой серии мы попутно выясняем, в чем же главный корень проблемы со вторым сезоном и почему обвинения в плагиате на книги Джеймса Эллроя в адрес сериала — несостоятельны.
Осторожно! Возможны спойлеры!
В предыдущий раз мы, пытаясь выяснить, почему второй сезон «Настоящего детектива» вызывает шквал резкой критики, вывели кустарную формулу просмотра: по две серии за один раз. Первая идет в связке со второй, четвертая только подчеркивает третью — все было вполне обосновано и логично. Но это вполне могло быть случайное совпадение или же просто надуманная теория. Пятый и шестой эпизоды, как ни странно, вновь вписываются в эту же схему. Пятая серия, если смотреть и воспринимать ее отдельно, никакущая. Одни диалоги и вялое развитие самодельного расследования в обход официальным властям, на которое подписываются три наших горе-детектива. А вот в шестой есть все, что нужно: Рэй Велкоро и Фрэнк Сэмен беседуют за столом и каждый при этом держит руку на спусковом крючке пистолета. Рэй вмазывается как в старые добрые времена, крушит мебель и принимает обреченное решение. Эни Беззеридис отправляется на секс-оргию, где ее накачивают жидким экстази, а камера снимает ее одурманенное наркотиком подсознание, из которого вылезает наружу невероятно страшная тайна этой женщины. Которая, пожалуй, сама по себе — более тяжелая ноша, чем тот червь, грызущий Пола Вудроу. Пол тоже все никак не успокоится — и об этом нам тонко сообщают буквально парой секунд, когда он едет в машине с Беззеридис и оглядывается на смазливого велосипедиста. В общем, шестой эпизод заставляет заткнуться всех тех, кто еще серию назад откровенно зевал и поливал сериал грязью.
Тем не менее волну ненависти и критики уже ничем, как оказалось не заткнуть: ни величайшей перестрелкой в четвертой серии, ни вышеупомянутой оргией, от которой тоже мурашки по коже. «Настоящий детектив» приобрел статус так называемого «hate-watch show»: не смотреть его нельзя, но и в то же время невозможно сдержаться и не выразить какие-то претензии. Этот ярлык пристал как сериалу как банный лист и заслонил собой всякую возможность (или хотя бы попытку) объективности. Список обвинений растет: второй сезон слишком мрачный, форма доминирует над содержанием, Ник Пиццолатто (создатель) слишком уж одержим сексуальными перверсиями своих героев. Да и вообще, то, что мы видим на экране сейчас — слишком уж откровенный плагиат романов Джеймса Эллроя.
Да-да, объявились поклонники этого писателя, которые нашли «подозрительную схожесть» между вторым сезоном и сюжетными элементами романа Эллроя «Город греха», вышедшего в 1988 году. К примеру, в этой книжке жену одного из героев тоже изнасиловали (это сделал человек, симпатизирующий нацистам), что привело его к нарушению правил, злоупотреблению алкоголем — и в конечном итоге жена также отвергла этого персонажа, как и Велкоро. И таких совпадений действительно хватает: пластический хирург, который делает операции проституткам; персонаж, сомневающийся в своей сексуальной ориентации и так далее. Более того, если зайти дальше, то есть схожесть и с главной темой первого сезона. Как говорил Раст Коул: «Иногда мир по-настоящему нуждается в плохих людях». Эта тема («плохой парень- самый подходящий человек для расследования») неоднократно повторялась в книгах Джеймса Эллроя. Впрочем, всерьез относиться к таким обвинениям в плагиате, если смотрел сериал и читал Эллроя, невозможно — это абсолютно разные планеты.
Вся эта снежная лавина глупых претензий, сравнений, жалоб и шуток про усы Колина Фаррелла (которых в новых сериях, кстати, уже нет) отвлекает, собственно, от сериала. Отвлекает от того, чтобы замечать, что второй сезон все-таки силен, но по-своему, к нему нужен особый подход. И вот еще что важно и какую мысль упускают те, кто ругает второй сезон: на самом деле это пик «высококлассного телевидения» и всей этой «кабельной революции». Никто не замечает того особого героизма, с которым Ник Пиццолатто в одиночку протаскивает свое авторское видение в историю, терпеливо объясняет идиотам, почему второй сезон не похож на первый и в целом не сдается, держит удар. Это квинтэссенция: если раньше имя автора идеи сериала практически ничего не значило (ведь за него сами сценарии писала целая группа людей на зарплате у киностудии), то теперь имя приобрело решающее значение. Отказ от конвеерного производства процедуралов, ситкомов и мыльных опер ради штучного продукта и авторы, которые спрессовывают весь свой жизненный опыт и неврозы в сценарий — все это сейчас происходит на наших глазах. Которые сейчас заняты поиском очередных шероховатостей во втором сезоне.
Если в чем и просчитался Пиццолатто, так это в том, что отпустил Кэри Фукунага и нанял сразу несколько людей снимать второй сезон. Это мог бы быть самый мощный тандем современного кинематографа, но что-то случилось между ними на съемках первого сезона, Фукунага оказался истощен и отказался продолжать. А мощному авторскому видению, которым несомненно обладает Пиццолатто, обязательно нужен верный напарник, которому можно доверять. И вряд ли успешный Джастин Лин, режиссер последних «Форсажей», который снял первые две серии нынешнего сезона, тянет на соулмэйта Пиццолатто. Уникальный союз оказался нарушен, что и отобразилось самым прямым образом на втором сезоне «Настоящего детектива»: сериал стал слишком неровным, а в свои лучшие моменты напоминал изнурительный фильм сошедшего с ума Фрэнсиса Форда Копполы. Однако осталось всего две серии, после которых уже можно наконец с чистой совестью все проанализировать, а пока что строить догадки и плодить список недостатков шоу — дело совсем неблагодарное.
Комментарии (4)
Мне 2 сезон вообще не катит, я думаю сделали ошибку пригласив столько известных лиц как Макадамс, Фаррел, Вон и Китч, хавтило бы и 2 звезд, а так они только отвлекают внимание от сюжета. Сериалу явно не хватает атмосферности( Повествование затянутое, рваное.. И как, простите не сравнивать с 1 сезоном? Наивно думать, что все не будут сравнивать, будут и еще как.
точно про те, що з серіями (оповідю) щось не те. взагалі подобається, але окремі серії чи куски серій просто візьми і викинь. Смачно, але недосолено... якось так.
Усы Фаррелла - нормально! Вот Макадамс почему-то не катит у меня для подобного жанра. Мне все время кажется, что ей смешно, а приходится играть драму. А вообще, это даже не претензия, состав актеров хороший. В любом случае, смотрю с интересом, хотя и не с таким, как первый сезон. Но разная атмосфера сезонов была изначально задумана. Лучше просто не сравнивать. Фукунага зря "отпустили", тандем, действительно, мог бы стать самым мощным, нельзя не согласиться.
Не понимаю большей части критики ко 2 сезону. Очень интересно смотрится, да затянуто местами, но напряжение держит стабильно.
Лично мне 2 сезон очень нравится