oKino.ua продолжает смотреть и анализировать свежие эпизоды «Настоящего детектива». В сегодняшнем обзоре пятой и шестой серии мы попутно выясняем, в чем же главный корень проблемы со вторым сезоном и почему обвинения в плагиате на книги Джеймса Эллроя в адрес сериала — несостоятельны.

Осторожно! Возможны спойлеры!

В предыдущий раз мы, пытаясь выяснить, почему второй сезон «Настоящего детектива» вызывает шквал резкой критики, вывели кустарную формулу просмотра: по две серии за один раз. Первая идет в связке со второй, четвертая только подчеркивает третью — все было вполне обосновано и логично. Но это вполне могло быть случайное совпадение или же просто надуманная теория. Пятый и шестой эпизоды, как ни странно, вновь вписываются в эту же схему. Пятая серия, если смотреть и воспринимать ее отдельно, никакущая. Одни диалоги и вялое развитие самодельного расследования в обход официальным властям, на которое подписываются три наших горе-детектива. А вот в шестой есть все, что нужно: Рэй Велкоро и Фрэнк Сэмен беседуют за столом и каждый при этом держит руку на спусковом крючке пистолета. Рэй вмазывается как в старые добрые времена, крушит мебель и принимает обреченное решение. Эни Беззеридис отправляется на секс-оргию, где ее накачивают жидким экстази, а камера снимает ее одурманенное наркотиком подсознание, из которого вылезает наружу невероятно страшная тайна этой женщины. Которая, пожалуй, сама по себе — более тяжелая ноша, чем тот червь, грызущий Пола Вудроу. Пол тоже все никак не успокоится — и об этом нам тонко сообщают буквально парой секунд, когда он едет в машине с Беззеридис и оглядывается на смазливого велосипедиста. В общем, шестой эпизод заставляет заткнуться всех тех, кто еще серию назад откровенно зевал и поливал сериал грязью.

Настоящий детектив

Тем не менее волну ненависти и критики уже ничем, как оказалось не заткнуть: ни величайшей перестрелкой в четвертой серии, ни вышеупомянутой оргией, от которой тоже мурашки по коже. «Настоящий детектив» приобрел статус так называемого «hate-watch show»: не смотреть его нельзя, но и в то же время невозможно сдержаться и не выразить какие-то претензии. Этот ярлык пристал как сериалу как банный лист и заслонил собой всякую возможность (или хотя бы попытку) объективности. Список обвинений растет: второй сезон слишком мрачный, форма доминирует над содержанием, Ник Пиццолатто (создатель) слишком уж одержим сексуальными перверсиями своих героев. Да и вообще, то, что мы видим на экране сейчас — слишком уж откровенный плагиат романов Джеймса Эллроя.

Настоящий детектив

Да-да, объявились поклонники этого писателя, которые нашли «подозрительную схожесть» между вторым сезоном и сюжетными элементами романа Эллроя «Город греха», вышедшего в 1988 году. К примеру, в этой книжке жену одного из героев тоже изнасиловали (это сделал человек, симпатизирующий нацистам), что привело его к нарушению правил, злоупотреблению алкоголем — и в конечном итоге жена также отвергла этого персонажа, как и Велкоро. И таких совпадений действительно хватает: пластический хирург, который делает операции проституткам; персонаж, сомневающийся в своей сексуальной ориентации и так далее. Более того, если зайти дальше, то есть схожесть и с главной темой первого сезона. Как говорил Раст Коул: «Иногда мир по-настоящему нуждается в плохих людях». Эта тема («плохой парень- самый подходящий человек для расследования») неоднократно повторялась в книгах Джеймса Эллроя. Впрочем, всерьез относиться к таким обвинениям в плагиате, если смотрел сериал и читал Эллроя, невозможно — это абсолютно разные планеты.

Настоящий детектив

Вся эта снежная лавина глупых претензий, сравнений, жалоб и шуток про усы Колина Фаррелла (которых в новых сериях, кстати, уже нет) отвлекает, собственно, от сериала. Отвлекает от того, чтобы замечать, что второй сезон все-таки силен, но по-своему, к нему нужен особый подход. И вот еще что важно и какую мысль упускают те, кто ругает второй сезон: на самом деле это пик «высококлассного телевидения» и всей этой «кабельной революции». Никто не замечает того особого героизма, с которым Ник Пиццолатто в одиночку протаскивает свое авторское видение в историю, терпеливо объясняет идиотам, почему второй сезон не похож на первый и в целом не сдается, держит удар. Это квинтэссенция: если раньше имя автора идеи сериала практически ничего не значило (ведь за него сами сценарии писала целая группа людей на зарплате у киностудии), то теперь имя приобрело решающее значение. Отказ от конвеерного производства процедуралов, ситкомов и мыльных опер ради штучного продукта и авторы, которые спрессовывают весь свой жизненный опыт и неврозы в сценарий — все это сейчас происходит на наших глазах. Которые сейчас заняты поиском очередных шероховатостей во втором сезоне.

Настоящий детектив

Если в чем и просчитался Пиццолатто, так это в том, что отпустил Кэри Фукунага и нанял сразу несколько людей снимать второй сезон. Это мог бы быть самый мощный тандем современного кинематографа, но что-то случилось между ними на съемках первого сезона, Фукунага оказался истощен и отказался продолжать. А мощному авторскому видению, которым несомненно обладает Пиццолатто, обязательно нужен верный напарник, которому можно доверять. И вряд ли успешный Джастин Лин, режиссер последних «Форсажей», который снял первые две серии нынешнего сезона, тянет на соулмэйта Пиццолатто. Уникальный союз оказался нарушен, что и отобразилось самым прямым образом на втором сезоне «Настоящего детектива»: сериал стал слишком неровным, а в свои лучшие моменты напоминал изнурительный фильм сошедшего с ума Фрэнсиса Форда Копполы. Однако осталось всего две серии, после которых уже можно наконец с чистой совестью все проанализировать, а пока что строить догадки и плодить список недостатков шоу — дело совсем неблагодарное.