К своему концу подошел второй сезон «Настоящего детектива». oKino.ua подводит итоги и популярным языком объясняет, почему второй сезон был потрясающим, но его никто не понял и даже не попытался понять.

Осторожно! Возможны спойлеры!

Второй сезон «Настоящего детектива» закончился. Но после финала на него обрушилось такое неимоверное количество критики, что встать на защиту сериала — это единственно верная позиция. И если на протяжении сезона претензии были, собственно, к самому сериалу, то последние эпизоды уже спровоцировали мнения и заголовки в СМИ в духе «Ник Пиццолатто собственными руками разрушил свою карьеру на ТВ». Полный бред. Финальные серии жирной линией подчеркнули главную идею второго сезона, который был вовсе не про «детективов». И смышленные поклонники сериала должны были смекнуть, что уже не важно, кто убил Бена Каспера или спер бриллианты — это все побочные линии. «Настоящий детектив» снова всех одурачил: если первый сезон был длинным упражнением в экзистенциальной философии (и как она может разбиться о жизнь), то второй — это горькая притча о безотцовщине.

Настоящий детектив

Именно эта тема («отец и сын») главенствует во втором сезоне. Не столкновение «трудных характеров», не эстетика Калифорнии, сжигающей людей дотла изнутри. Четыре дня из детства Эни Беззеридис, которые она на долгие годы стерла из своей памяти, и ее непутевый отец-сектант, который не уберег от этого дочку, а затем просто не смог ей помочь с этим справиться. Разлука Рэя Велкоро со своим сыном Чэдом. Фрэнк Семен и его бесплодная жена: как они заново обретают любовь на осколках несостоявшейся семьи, в которой нет и не будет потомства. Про Пола Вудроу тоже есть множество версий для размышлений: почему он стал тем, кем стал? Не из-за поведения ли своей матери? Семья — вот ключевое понятие второго сезона.

Настоящий детектив

Второй сезон ругают потому, что он гораздо сложнее первого (если уж сравнения неизбежны). Первый, несмотря на трюки с путешествиями во время, воспринимается здесь и сейчас: вот герой МакКонахи искренне удивляется, почему человечество еще не вымерло, а вот он вырезает человечка из пивной банки. Особенно глубоко копать не нужно было: все преимущества сериала были вывалены на передний план — от манеры съемки Кэри Фукунага до зловещей атмосферы Луизианы. Во втором сезоне все по-другому. Сериал ругали за то, что в нем мало что, в общем, произошло, кроме нескольких эффектных сцен вроде перестрелки или оргии. И если углубить эту мысль, то все становится ясно. Во втором сезоне «Настоящего детектива», как мы уже выяснили, важно не само детективное расследование, не поиски убийцы и не то, как они ведутся. Важно — кто расследует, кто в этом погряз и почему; второй сезон — он про историю на заднем фоне, которая важнее всего. Почему эти трое копов с покалеченными судьбами и обреченным будущим взялись за это дело? У каждого своя причина — и докопаться до этой причины и является главной задачей зрителя.

Настоящий детектив

Финал второго сезона, помимо всего прочего, отсылает и к финалу великой «Прослушки», которую наверняка Ник Пиццолатто любит и ценит. Титанические, на грани возможного, усилия и в конечном итоге — три, можно сказать, напрасные жертвы в «Настоящем детективе» сообщают нам о том, что систему не победить. Да, последние кадры восьмой сцены, в которых Беззердис спустя год передает журналисту все материалы по имеющемуся заговору, намекают нам о том, что у этой истории имеется какое-то продолжение (которое нам уже не покажут). Но если откровенно, то что из этого получится? Да, та разоблачительная информация, которую накопали наши детективы, попортит немного крови всем порочным и коррумпированным чиновникам. Может быть, пару голов полетит с плеч и об этом будут трубить СМИ. Какой-нибудь простой работяга с банкой пива посмотрит сюжет в вечерних новостях и подумает: «Ну, я так и знал, все они — жулики и воры». И от злости сплющит банку в руке. Но общая картинка вряд ли поменяется.

Настоящий детектив

Перемены — дело сугубо индивидуальное. И если забыть о расследовании, которое все равно с самого начала было обречено, то три этих смерти все же были не напрасны. Потому что каждый из них хотя бы попробовал изменить что-то. Рэй потерял все (и сына), но обрел Эни Беззеридис — на короткое время, но это было по-настоящему. Пол проявил огромное мужество и спас своих коллег от верной смерти, поплатившись за это жизнью. Ну, а Фрэнк и вовсе ушел с достоинством: ушлые мексиканцы забрали у него миллионы долларов, а затем потребовали снять костюм (последнее, что у него оставалось на тот момент) — проявил свою мужскую гордость и отказался, за что получил ножом под ребро и истек кровью. Да и вообще, финал потрясающим образом продемонстрировал, как на самом деле оказались тесно связаны между собой эти разные, чужие друг другу и невероятно сложные люди. Абсолютно не важно, какой будет итог. Даже если ситуация заведомо проигрышная, нужно знать лишь ответ на один вопрос: оно того стоило? Если ответ «да», то тогда ничего не страшно. Наши герои знали, что конкретно для них — оно того стоило. Это запутанное дело про убийство коррумпированного чиновника, замешанного в темных делах — лишь поверхность. И тех, кто за этой поверхностью не смог ничего увидеть, действительно жалко: они и впрямь потеряли восемь с половиной часов своей жизни и не получили удовольствие от лучшего из «новых сериалов» на данный момент.