После завершения второго сезона «Физрук» окончательно утвердился в звании самого достойного русскоязычного сериала последних лет, а волнительная концовка сделала его не менее ожидаемым, чем, скажем, продолжение «Игры престолов». oKino.ua вспоминает, что было 10 лет назад до «Физрука», когда Дмитрий Нагиев был ведущим одиозной передачи «Окна», отгремевшей во всех постсоветских странах.

Дедушка-эльф, ушедший жить в лес. Содержанка, которую состоятельный московский бизнесмен склоняет ко все более диким сексуальным фантазиям (например, имитировать труп). Девушка, способная получать сексуальное удовлетворение исключительно от велосипеда. Непутевый муж, сооружающий в туалетной комнате целые скульптуры из экскрементов. И это еще самые безобидные персонажи «Окон» — сумасшедшего постановочного ток-шоу, тем не менее ставшего настоящим ТВ-феноменом.

Окна

Обычно все проходило по одной и той же обкатанной схеме: отвратительные актеры, изображающие из себя всяческих психов, скрытых (и не совсем) сексуальных маньяков, извращенцев, приходили в студию, их рассаживали по двум диванам. Затем Дмитрий Нагиев, у которого в те времена еще не было героического вида Фомы из «Физрука» (но зато имелись томные кудри и расстегнутая на груди рубашка), давал слово обеим «сторонам конфликта», так сказать. Они плохо поставленными голосами рассказывали свои истории, но в какой-то момент ситуация обязательно выходила из-под контроля, кто-нибудь начинал проявлять открытую агрессию и со словами «ах ты сволочь» бросался на своего оппонента. Дальше в дело вступала знаменитая охрана «Окон».

Сейчас, в 2015 году, после того же «Физрука», неисчислимого количества отличных зарубежных сериалов, ну, и на худой конец, какого-нибудь условного «Вечернего Урганта», кажется дикостью тот факт, что «Окна» смотрели с упоением и неприкрытым интересом. Это было запретное удовольствие: даже те, кто понимал, что это сущий ад, все равно от случая к случаю, но поглядывали тот или иной выпуск. Впрочем, фантазии сценаристов шоу действительно можно было только позавидовать: те истории, которые они сочиняли для шоу, и в страшном сне не могли присниться Нику Пиццолатто или Винсу Гиллигану.

Окна

Название этой передачи можно считать символическим — это в самом деле были окна, только не в нашу реальность, а в какой-то параллельный, иррациональный, пугающий мир. На любого монстра обязательно найдется монстр похуже, причем в том же выпуске. Святых в «Окнах» нет, а те редкие персонажи шоу, в которых зашевелились остатки человечности, совести и разума, обязательно покидают студию униженными и оскорбленными. Нельзя не отметить и «голос народа»: комментарии людей из зала, которые делятся своими впечатлениями, но, по сути — выносят вердикты героям передачи. От этого тоже не по себе: кажется, дай волю посетителям студии, они бы линчевали всех тех юродивых, пришедших к Дмитрию Нагиеву. Сам же Нагиев, конечно, выступает едва ли не единственным голосом справедливости и рассудка, призывая к тому, чтобы обе стороны конфликта были услышаны и задавая неудобные вопросы своим гостям с целью во всем разобраться. Но чаще всего его голос разума тонет в окружающем абсурде, а иногда и Дмитрию достается на орехи (один из выпусков он, например, вел «из больницы»).

Окна

Но откуда же взялись все эти герои, где их прообразы? В качестве основного источника выхода «юродивых» персонажей на авансцену можно взять роман «Шатуны» Юрия Мамлеева, который вышел в 1966 году и предвосхитил буквально все — от бесноватых персонажей Владимира Сорокина до подставных героев сенсационных телерепортажей. Действие этой книги происходит в настоящем метафизическом аду, ее герои убивают, варят суп из собственных прыщей, занимаются всякими мерзостями. Но есть одно важное уточнение: все эти извращенные мамлеевские «шатуны» намеренно погружают себя в грязь для того, чтобы отыскать истину, отыскать истоки человеческой души. А картонные персонажи «Окон» — в них ни души, ни поиска. Весь экзистенциальный ужас их историй ни к чему не приводит и основан на пустом месте, а потому — только опустошает. Поэтому можно только порадоваться за Нагиева, эволюционировавшего в Фому и оставившего «Окна» далеко позади. Кто знает, что с ним было бы сейчас, если бы он продолжил в том же духе?