кадр из фильма "Стив Джобс"

Стив Джобс был выдающимся новатором, повлиявшим на эволюцию цифровых технологий. После его смерти вышло сразу несколько байопиков, однако главным из них должен стать новый фильм Дэнни Бойла. К его премьере oKino.ua решили разобраться, что ждать от этой киноленты и почему именно она претендует на статус ключевой биографии Джобса.

После Джобса

кадр из фильма "Стив Джобс"

Стив Джобс умер от рака в 2011 году, а уже через два года студия Universal выпустила первый байопик о нем — «Джобс: Империя соблазна». Главу Apple там играл Эштон Кутчер, а фильм довольно ожидаемо провалился в прокате, собрав скромные $35 млн. «Империя соблазна» охватывала большой временной отрезок: от студенческих лет, наполненных экспериментами с наркотиками, до цифровой революции, осуществленной Apple. Однако главными проблемами фильма были полнейший кастинг-промах с Кутчером, отсутствие динамики и довольно прохладное отношение к фигуре Джобса. Тот выглядел не особо приятным парнем и буквально во всем проигрывал своему коллеге Стиву Возняку. В том же 2013 году вышел и второй фильм о Стиве Джобсе — «iSteve». Это была безумная часовая пародия, снятая комиками из Saturday Night Live. Над Джобсом здесь изрядно потешались, а сам фильм можно было увидеть только в Интернете. Самого лидера Apple сыграл Джастин Лонг, в качестве материала для сценария служила Википедия.

Бойл вместо Финчера

Дэнни Бойл и Аарон Соркин

В 2011 году Sony Pictures купила права на экранизацию книги Уолтера Исааксона о Стиве Джобсе. Однако, не успев запуститься до «Империи соблазна», компания отказалась от съемок фильма. Когда же первый байопик провалился, было решено вновь вернуть проект к жизни. Чтобы не рисковать, боссы Sony решили пойти по проторенной дорожке и пригласить режиссера Дэвида Финчера и сценариста Аарона Соркина. Пару лет назад они вместе уже создали один успешный байопик о современнике и технологиях — картину «Социальная сеть», рассказывающую об основателе Facebook Марке Цукерберге. Так, новый фильм должен был стать частью дилогии о самых влиятельных людях цифровой эры. Однако довольно скоро у Финчера и Sony начались разногласия, корни которых тянулись еще со времен работы над триллером «Девушка с татуировкой дракона». Тогда постановщик сумел выбить полный контроль над фильмом и даже настоял на слогане «Самая неприятная картина Рождества». Такой теглайн, конечно, не понравился кинотеатрам, а финальная версия ленты вызвала нарекания продюсеров. На «Стиве Джобсе» Финчер вновь потребовал полный контроль над финальным монтажом, актера Кристиана Бэйла на роль главы Apple (изначально на эту роль рассматривался Леонардо ДиКаприо) и аванс в $10 млн. В результате спустя несколько месяцев Дэвида Финчера в режиссерском кресле экстренно сменил британец Дэнни Бойл.

Соркин

Аарон Соркин

После прихода Бойла Кристиан Бэйл официально отказался от роли. На смену ему режиссер нашел Майкла Фассбендера. Главное же, что удалось Sony — это оставить в проекте Аарона Соркина, считающегося одним из самых талантливых сценаристов современности. Главная специализация Соркина — политическая и социальная жизнь. Главный конек — отличные диалоги, раскрывающие характер каждого из героев. В свое время он сделал себе имя сериалом «Западное крыло», рассказывающим о жизни Белого дома. Затем было не менее знаковое телешоу «Служба новостей». При этом проблема Соркина в Голливуде — его идеализм, гуманизм и левацкая позиция. «Служба новостей», к примеру, стала важным событием на ТВ еще и потому что буквально подрывала систему, показывая утопический мир ТВ, где еще возможна честная журналистика. Отсюда и некая ироничность сценария к «Социальной сети», где причиной создания Facebook оказывалось вовсе не стремление сделать мир лучше, а обычное человеческое желание узнать побольше о девушке, в которую влюблен.

Сюжет

кадр из фильма "Стив Джобс"

Фильм о Джобсе рассказывает о трех ключевых этапах его карьеры и трех официальных презентациях, каждая из которых знаменовала важную веху в истории цифровых технологий. Первый этап — это представление компьютера Apple Macintosh в 1984 года, привевшее к увольнению Джобса из Apple. Второй — презентация компьютера NeXT. Это время сам разработчик позже называл «лучшим, что могло случиться с ним в тот момент». Так как именно увольнение и последующая за ним обида и удар по эго стали стимулом ко всей последующей работе: «Лекарство было горьким, но пациенту оно помогло». И, наконец, третья ключевая точка в биографии — 1998 год и представление первого iMac.

Фильм для Джобса

кадр из фильма "Стив Джобс"

Приход в проект Бойла и сохранение Соркина обещает нам не просто зрелищный байопик, а целое исследование эпохи и рассуждение о развитии цифровых технологий. Бойл, прочитав сценарий Соркина, разделенный на три классических акта, сразу же загорелся идеей снять каждый из них в особой стилистике, отражающей данный временной отрезок. Первая часть для Бойла — это пленка 16-мм и саундтрек, напоминающий звуки первых компьютеров. Вторая — пленка 35-мм и третья — цифровая картинка, снятая новомодной камерой Alexa, и звуки из приближающегося XXI века. Другими словами, снять фильм о Джобсе для Бойла значило начать разговор о бесконечном мире цифровых технологий и их постоянной эволюции — идее, которой всю жизнь был одержим Стив Джобс.