14 июля 1918 года в небольшом шведском городке Уппсала родился Ингмар Бергман. За свою долгую жизнь он успел снять десятки выдающихся работ для большого кино и телевидения, обрел множество последователей, среди которых Андрей Тарковский и Ларс фон Триер, и статус одного из величайших режиссеров в истории кино. К 100-летнему юбилею классика oKino.ua вспоминает десять наиболее важных его фильмов.

Персона (1966)

Персона (1966)

Прямо во время спектакля известная актриса (Лив Ульман) потеряла дар речи. Выхаживать ее выписывают специальную сиделку (Биби Андерсон). В результате терапия превращается в обратный психоанализ, а между женщинами возникает необычная связь, то ли лесбийская, то ли превращающая их в одну персону. Еще во время съемок Лив Ульман стала музой и возлюбленной Бергмана, а сам фильм — одним из самых провокационных и визуально совершенных творений мастера.

Земляничная поляна (1957)

Земляничная поляна (1957)

Необычное роуд-муви о путешествии немолодого ученого, который, отправившись на машине за премией, по пути вспоминает всю свою жизнь. В своих работах Ингмар Бергман не раз обращался к теме старости и смерти, но именно здесь они получили наиболее глубокое и даже лирическое осмысление, а после и вполне заслуженного «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.

Сцены из супружеской жизни (1973)

Сцены из супружеской жизни (1973)

Телефильм, продолжительностью 4,5 часа, ставший одновременно актерским бенефисом Лив Ульман и Эрланда Юзефсона (практически все экранное время оба находятся в кадре) и, возможно, самым точным фильмом о конце отношений. И хотя на экране практически ничего не происходит, кроме одного продолжительного диалога супружеской пары и стремительного пути к разводу, оторваться от происходящего просто невозможно.

Фанни и Александр (1982)

Фанни и Александр (1982)

Последний большой фильм Бергмана вышел сразу в двух версиях: в пятичасовой для ТВ и трехчасовой для кино. «Фанни и Александр» — настоящий кинороман о семействе Экдаль (за ними легко угадать семейство самого Бергмана), увиденный глазами детей — Фанни и Александра. Отсюда и вся трогательность и даже сказочность происходящего. Не случайно именно этот фильм в Швеции ежегодно показывают на Рождество.

Осенняя соната (1978)

Осенняя соната (1978)

Великая актриса Ингрид Бергман всего раз сыграла у своего однофамильца, причем сделала это, уже умирая от рака. Формально «Осенняя соната» — это история непростых отношений дочери и матери, на деле — очень тяжелая драма о семье, старости, ненависти и попытках примириться с обидами прошлого.

Седьмая печать (1957)

Седьмая печать (1957)

Если до этого фильма Бергмана знали в основном в Швеции, то после о нем заговорили во всем мире. Рассказывается в картине о рыцаре, вернувшемся в опустошенную чумой Швецию и встретившего там саму Смерть. Этот фильм напоминал страшную сказку и брал так называемой магией кино, из-за чего именно эту картину чаще всего вспоминают режиссеры вроде Скорсезе и Вуди Аллена как ту, что повлияла на них в детстве.

Лето с Моникой (1953)

Лето с Моникой (1953)

Самый летний и молодежный фильм шведского классика, во многом повлиявший на французскую «новую волну». Молодые Годар, Трюффо и их приятели смотрели эту ленту в парижской синематеке и были без ума от той легкости и даже эротичности, с которой Бергман показывал жизнь молодой пары, пытающейся строить свои отношения вдалеке от суеты окружающего мира.

Стыд (1968)

Стыд (1968)

Драма-антиутопия, получившая номинацию на «Золотой глобус». Снятая в революционном 68-м году, эта картина имела явную политическую и антивоенную направленность и рассказывала опять-таки о семейной паре интеллектуалов, чья размеренная жизнь начинает рушиться с приходом безымянной войны.

Причастие (1962)

Причастие (1962)

Один из любимых фильмов Тарковского и Скорсезе, явно повлиявший как на «Андрея Рублева», так и на «Молчание». В этой камерной ленте речь идет о пасторе, потерявшем веру, а в воздухе все так и кажется пропитанным суицидальными настроениями, от которых героя не могут спасти ни любовница, ни прихожане, ни сам Бог.

Девичий источник (1960)

Девичий источник (1960)

Мрачная и вместе с тем весьма поэтичная драма о человеке, отомстившем за изнасилование и убийство своей дочери. Все действие происходит в дохристианскую эпоху, что только добавляет еще больше аскетизма и суровости происходящему вокруг. Сам фильм прошел довольно скромно на родине режиссера, однако в США он стал настоящим хитом, получив «Золотой глобус» и «Оскар».