14 июля 1918 года в небольшом шведском городке Уппсала родился Ингмар Бергман. За свою долгую жизнь он успел снять десятки выдающихся работ для большого кино и телевидения, обрел множество последователей, среди которых Андрей Тарковский и Ларс фон Триер, и статус одного из величайших режиссеров в истории кино. К
Персона (1966)
Прямо во время спектакля известная актриса (Лив Ульман) потеряла дар речи. Выхаживать ее выписывают специальную сиделку (Биби Андерсон). В результате терапия превращается в обратный психоанализ, а между женщинами возникает необычная связь, то ли лесбийская, то ли превращающая их в одну персону. Еще во время съемок Лив Ульман стала музой и возлюбленной Бергмана, а сам фильм — одним из самых провокационных и визуально совершенных творений мастера.
Земляничная поляна (1957)
Необычное
Сцены из супружеской жизни (1973)
Телефильм, продолжительностью 4,5 часа, ставший одновременно актерским бенефисом Лив Ульман и Эрланда Юзефсона (практически все экранное время оба находятся в кадре) и, возможно, самым точным фильмом о конце отношений. И хотя на экране практически ничего не происходит, кроме одного продолжительного диалога супружеской пары и стремительного пути к разводу, оторваться от происходящего просто невозможно.
Фанни и Александр (1982)
Последний большой фильм Бергмана вышел сразу в двух версиях: в пятичасовой для ТВ и трехчасовой для кино. «Фанни и Александр» — настоящий кинороман о семействе Экдаль (за ними легко угадать семейство самого Бергмана), увиденный глазами детей — Фанни и Александра. Отсюда и вся трогательность и даже сказочность происходящего. Не случайно именно этот фильм в Швеции ежегодно показывают на Рождество.
Осенняя соната (1978)
Великая актриса Ингрид Бергман всего раз сыграла у своего однофамильца, причем сделала это, уже умирая от рака. Формально «Осенняя соната» — это история непростых отношений дочери и матери, на деле — очень тяжелая драма о семье, старости, ненависти и попытках примириться с обидами прошлого.
Седьмая печать (1957)
Если до этого фильма Бергмана знали в основном в Швеции, то после о нем заговорили во всем мире. Рассказывается в картине о рыцаре, вернувшемся в опустошенную чумой Швецию и встретившего там саму Смерть. Этот фильм напоминал страшную сказку и брал так называемой магией кино,
Лето с Моникой (1953)
Самый летний и молодежный фильм шведского классика, во многом повлиявший на французскую «новую волну». Молодые Годар, Трюффо и их приятели смотрели эту ленту в парижской синематеке и были без ума от той легкости и даже эротичности, с которой Бергман показывал жизнь молодой пары, пытающейся строить свои отношения вдалеке от суеты окружающего мира.
Стыд (1968)
Причастие (1962)
Один из любимых фильмов Тарковского и Скорсезе, явно повлиявший как на «Андрея Рублева», так и на «Молчание». В этой камерной ленте речь идет о пасторе, потерявшем веру, а в воздухе все так и кажется пропитанным суицидальными настроениями, от которых героя не могут спасти ни любовница, ни прихожане, ни сам Бог.
Девичий источник (1960)
Мрачная и вместе с тем весьма поэтичная драма о человеке, отомстившем за изнасилование и убийство своей дочери. Все действие происходит в дохристианскую эпоху, что только добавляет еще больше аскетизма и суровости происходящему вокруг. Сам фильм прошел довольно скромно на родине режиссера, однако в США он стал настоящим хитом, получив «Золотой глобус» и «Оскар».