В этот раз в нашей рубрике «Ретро» мы решили посмотреть, что же происходило в кинематографе ровно тридцать лет назад. В 1984 году в продаже появился первый компьютер Apple, СССР объявил о бойкоте Олимпиады в Лос-Анджелесе, а в Одессе была создана комик-труппа «Маски-шоу». В мире кино же все восхваляли новые фильмы Серджио Леоне и Вима Вендерса, а Вуди Аллен едва не получил «Оскар».

Однажды в Америке

О чем: рассказ о четырех друзьях-гангстерах, борющихся за место под солнцем в Америке в начале XX века. Они оказались в эпицентре самого криминального периода США, связанного с вступлением в силу сухого закона и разгулом криминалитета.

Почему смотрели: «Однажды в Америке» — это последний фильм Серджио Леоне, режиссера прославившегося в первую очередь своими спагетти-вестернами. Впрочем, этот фильм отнюдь не вестерн, а криминальная история с элементами драмы и даже боевика. В его основу легла автобиография реального гангстера Гарри Грэя, которую тот написал, отбывая срок в легендарной тюрьме «Синг-Синг». У Леоне хватало проблем с продюсерами. Те изрядно порезали фильм, убрав наиболее жесткие сцены. В результате первоначальная версия картины не снискала особого успеха. Все изменилось, когда Леоне удалось перемонтировать картину согласно своему замыслу. После этого ее снова выпустили в прокат, и она уже имела оглушительный успех. Так фильм вошел в золотой фонд киноклассики, вдохновив десятки режиссеров, включая того же Квентина Тарантино. «Однажды в Америке» действительно был новаторским фильмом. До Леоне только Копполе с его «Крестным отцом» удалось создать большой кинороман о жизни гангстеров. Но если Коппола все же избегал излишнего насилия на экране, то его более опытный коллега — наоборот, стремился сделать предельно реалистичный фильм о временах, когда все решалось с помощью оружия. Интересно, что в 2000-х на нашем ТВ показали сериал «Бригада», идея которого была позаимствована как раз из этого фильма Серджио Леоне.

Бродвей Денни Роуз

О чем: Денни Роуз — эксцентричный продюсер, специализирующийся на продвижении артистов-неудачников. Однажды он берется за раскрутку Луи Кановы — эстрадного исполнителя, который опустился на самое дно.

Почему смотрели: одна из лучших комедий Вуди Аллена, которая едва не отхватила «Оскар». Здесь нет драмы как в «Энни Холл» или «Манхэттена», нет серьезности «Ханны и ее сестер». «Бродвей Денни Роуз» — это очень смешная и остроумная история о мире шоу-бизнеса. Ее оригинальность заключается в необычной структуре — весь фильм строится вокруг того, что несколько человек в баре обсуждает Денни Роуза и его подопечных. Из этих воспоминаний постепенно и складывается сама история. Подобный сюжет появился у Аллена еще в молодости, когда он работал стендап-комиком и вместе с коллегами собирался по вечерам в баре и обсуждал общих знакомых. В самом фильме Аллен еще и сам сыграл главную роль, а Киноакадемия номинировала его сразу в двух категориях: лучший режиссер и лучший сценарий. В первом случае Аллена, правда, обошел Милош Форман с байопиком «Амадей», во втором — довольно проходная картина «Место в сердце». И то, и то оказалось символичным — даже самая оригинальная комедия на свете никогда еще не принесла ее создателям заветную статуэтку.

Париж, Техас

О чем: неспешный роуд-муви о путешествие по Америке к небольшому городку Париж, что находится не во Франции, а в техасской пустыне. Именно туда держит свой путь главный герой фильма Трэвис, разыскивающий свою семью.

Почему смотрели: Вим Вендерс — один из лидеров немецкой «новой волны». Он начал снимать в конце 60-х, а уже спустя 20 лет считался едва ли не главным режиссером Германии. При этом Вендерс всегда называл себя человеком мира, много путешествовал и не скрывал своей любви к Америке. «Париж, Техас» — в какой-то мере его личная история любви со Штатами. Вместе со своим постоянным оператором Робби Мюллером Вендерс исколесил США вдоль и поперек, пока однажды не нашел городок с названием Париж. Это стало отправной точкой для сюжета фильма и вместе с тем его красивым финалом. Когда ленту показали на Каннском кинофестивале, она вызвала шквал аплодисментов. Вопрос о победителе был практически снят и, в конце концов, картина получила главный приз и еще две менее престижные награды. Комментируя этот выбор, жюри признало, что «Париж, Техас» — это прежде всего самый человечный фильм, снятый за последние годы. А также — история об Америке, которую способен разглядеть только человек со стороны.