На украинские экраны вышел новый фильм Люка Бессона «Заложница 3». Сам Бессон, правда, выступил здесь в качестве продюсера и сценариста, но его почерк в фильме более чем очевиден. Отдавая должное Бессону, в oKino.ua решили вспомнить 1985 год — год выхода на экраны первой знаковой ленты француза — триллера «Подземка». Кроме того те двенадцать месяцев запомнились началом «перестройки» в СССР, началом второго президентского срока Рональда Рейгана и тремя культовыми фильмами, которые мы решили выделить особо.

Назад в будущее

О чем: юный ботан Марти с помощью машины времени, изобретенной местным профессором-чудаком, переносится на тридцать лет назад — в далекие 50-е. Здесь он знакомится со своими родителями, которые только учатся в колледже и пытается наладить их отношения. Однако самым сложным оказывается возвращение обратно в 80-е.

Почему смотрели: первый народный хит режиссера Роберта Земекиса. «Назад в будущее» сразу же стал событием в мире кино, обрел культовый статус и оказался самым кассовым фильмом года в США. Более того, творение Земекиса еще и вошло в сотню самых популярных кинокартин в истории американского проката. И это при том, что сюжет ленты во многом повторяет знаковую историю Герберта Уэллса «Машина времени». Вот только Земекис изрядно осовременил классику, перенеся все действие в послевоенную Америку. Плюс, в отличие от довольно серьезного романа Уэллса, здесь все было подано в юмористическом ключе. Так создатели ленты умудрились совместить в одном флаконе комедию, историю про студенческие будни и фантастику — составляющие, которые всегда считались наиболее востребованными среди зрителей всех возрастов.

Интересно, что во время выхода фильма в прокат в прессе разгорелась горячая дискуссия о линии отношений между Марти и его матерью в молодости. Одни называли ее довольно трогательной, другие — откровенно пошлой и неуместной. Со временем в моду вошел и поиск многочисленных ляпов в фильме, и критика умышленной карикатурности некоторых героев. Но несмотря на это, «Назад в будущее» все равно останется в истории кино как один из самых светлых и добрых подростковых фильмов.

Бразилия

О чем: антиутопия о Британии XX века, где всем заправляет бюрократия. Мелкий клерк Сэм Лоури выслуживается перед начальством и больше всего на свете боится потерять свою работу. Все меняется, когда он встречает девушку, которая постоянно является ему во сне. Чтобы разыскать ее, он решается на собственную маленькую борьбу против бюрократической системы.

Почему смотрели: самый амбициозный фильм Терри Гиллиама, из-за которого он рассорился со всем миром. Режиссер вдохновлялся Кафкой и хотел снять грустную комедию об одиночке, который вступает в обреченную борьбу с бюрократией и тотальным контролем власти. Отсюда и все настроение фильма и даже печальная концовка. Вот только боссы Universal были иного мнения. Во-первых, они хотели значительно урезать фильм, во-вторых — закончить все радостным хеппи-эндом. Гиллиам согласился подсократить хронометраж до 138 минут, но концовку трогать отказался. В результате фильм год пролежал на полке и вышел в прокат только после того, как режиссер написал отрытое письмо в прессу.

У зрителей и критиков, впрочем, мнения также разошлись. Гиллиаму вновь забрасывали упреки в затянутости и излишней мрачности. Но со временем стало ясно, что «Бразилия» буквально обогнала свое время. Тот мир, который режиссер создал на экране еще в 80-х, выглядел пугающе, сегодня же — он порой кажется страшным предсказанием, которое сбылось вопреки всему. Причем, как и в случае Земекиса, Гиллиам также вдохновлялся классической литературой: помимо уже упомянутого Кафки, в фильме хватает отсылок к роману «1984» Джорджа Оруэлла.

Полиция

О чем: Луис Венсан Манжен — типичный коп. Он жесток, неотесан и совсем не склонен к сантиментам. Расследуя очередное дело о торговле наркотиками, он знакомится с загадочной девушкой, подружкой одного из бандитов. Их первая встреча происходит на ее допросе, а дальше — фатальная страсть, которая не может привести ни к чему хорошему.

Почему смотрели: Морис Пиала — один из самых важных независимых режиссеров в истории французского кино, а «Полиция» — его наиболее знаковый фильм. Пиала всегда работал вне студийной системы и не следовал никакой моде. Он был одиночкой, который почти всю жизнь прожил на грани бедности и каждый фильм снимал как последний. Но именно Пиала принес в фестивальное кино такое понятие как натурализм (во Франции его даже в шутку называют «пиализм»). Его герои буквально жили перед камерой: ели, спали, испражнялись и наших глазах умирали от рака. В «Полиции» также хватает подобных элементов, но все они скрыты за криминальным сюжетом. Так Пиала фактически взял традиционную историю о связи полицейского и преступницы и показал то, что всегда оставалось за кадром: от терзаний героев до трогательных моментов в отношениях любовников. Главным же секретом успеха фильма стал актерский состав, где главные роли исполнили еще молодые Жерар Депардье и Софи Марсо.