В пятницу стартовал Одесский международный кинофестиваль. В первый же его день на Ланжероновском спуске показали легендарный фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». Эта картина вышла на экраны 74 года назад, но и сегодня не утратила своей силы. В то время как Европа была погружена во Вторую мировую войну, Голливуд переживал очередной всплеск, подарив миру десятки великих картин: от фильмов, вдохновивших Вуди Аллена и Мартина Скорсезе, до веселой анимации о лопоухом слоненке Дамбо.

Гражданин Кейн

О чем: после смерти газетного магната Чарльза Фостера Кейна группа журналистов пытается расшифровать смысл его последних слов: «роузбад» (бутон розы). В ходе расследования проявляются все новые факты из жизни Кейна, а тайна загадочной фразы оказывается лишь невинной ностальгией по лучшему периоду жизни каждого из нас.

Почему смотрели: самый смелый, необычный и новаторский фильм своего времени. «Гражданин Кейн», как это часто бывает, не сумели оценить сразу после его выхода на экраны — в гонке за «Оскар» картина, к примеру, получила только награду за оригинальный сценарий. Однако спустя годы фильм Орсона Уэллса не просто стал классикой, а более полувека и вовсе считался лучшим в истории кино (несколько лет назад в опросе киноэкспертов, проведенным влиятельным журналом Sight&Sound, его обогнало «Головокружение» Альфреда Хичкока). Новаторство фильма было в его необычной структуре и операторской работе. А также в имени самого Уэллса, ставшего настоящим феноменом в Голливуде.

«Гражданин Кейн» был дебютным фильмом 24-летнего Уэллса. До этого он работал в театре и прославился на всю Америку радиопостановкой романа Герберта Уэллса о вторжении инопланетян. Эта передача была настолько правдоподобна, что многие восприняли ее за настоящий репортаж. В США началась паника, а Уэллс в один миг стал национальной звездой. Для «Кейна» он получил полный контроль над производством, что также было невиданным для тех времен, сыграв, к тому же в картине Кейна и молодого, и старого. Вот только судьба фильма изначально сложилась не лучшим образом. Медиамагнат Уильям Херст, ставший прообразом главного героя, был возмущен тем, как его показали на экране, и буквально начал войну против фильма. В результате в прессе, контролируемой Херстом, вышел целый шквал негативных статей, а многие кинотеатры под его давлением и вовсе отказались показывать фильм. «Гражданин Кейн» провалился в прокате, а Уэллс, после небольшого периода славы, начал свое собственное падение в пропасть.

Странствия Салливана

О чем: известный голливудский комедиограф Джон Ллойд Салливан решает впервые в своей жизни снять серьезный фильм. Для поиска сюжета он переодевается в костюм бедняка и отправляется в путешествие по Америке.

Почему смотрели: 40-е годы считаются высшей точкой в истории голливудского комедийного кино. Именно тогда в США свои лучшие фильмы снимали самые великие комедиографы в истории американского кино: Билли Уайлдер, Лео МакКери, Эрнст Любич и Престон Стерджес. Причем если в другие годы Стерджес оставался в тени первых трех, то в 1941 году он, наконец, превзошел коллег. Тогда Стерджес, больше известный как успешный сценарист, снял сразу два отличных фильма. Один из них — «Леди Ева» — был номинирован на «Оскар», второй — «Странствия Салливана» — хоть и не получил ни одной номинации, но стал лучшим в карьере режиссера, той самой комедией, которой сегодня признаются в любви как братья Коэн, так и Вуди Аллен. Коэны назвали даже свой фильм в честь картины, которую пытается снять главный герой — «О, где же ты брат». Аллен — и вовсе считает «Странствия Салливана» одним из своих самых любимых фильмов, а Стерджеса — называет среди наиболее важных для себя режиссеров.

Сама лента даже сегодня смотрятся на редкость свежо, а большинство шуток из нее не утратили своей актуальности. Одним же из главных украшений фильма является актриса Вероника Лейк, первая великая блондинка с трагической судьбой. В 40-е она была главным секс-символом Голливуда наряду с Ритой Хэйворт, а спустя 20 лет оказалась забытой всеми официанткой заштатного бистро.

Мальтийский сокол

О чем: экранизация романа Дэшила Хэммета о частном детективе Сэме Спэйде, которому поручено разыскать бесценную статуэтку «мальтийского сокола».

Почему смотрели: 40е — это не только десятилетие американской комедии, но и период рассвета такого жанра как «нуар». Более того, 1941 — год выхода сразу двух знаковых «черных фильмов» — «Мальтийского Сокола» и «Высокой Сьерры». В обоих главную роль исполнял Хамфри Богарт, ставший настоящим символом жанра. Как и все великие американские актеры того времени, Богарт из фильма в фильм играл одну и туже роль — роль Хамфри Богарта, крутого немногословного парня с вечным похмельем и кольтом, спрятанным под пиджаком. В «Мальтийского соколе» формально он расследует порученное ему дело, однако по-настоящему одержим лишь одним — местью за своего погибшего друга. При этом герою плевать на все законы и правила хорошего тона, а его действия кажутся порой не менее аморальными, нежели делишки настоящих злодеев. В этой размытости этических норм — как раз и была одна из важных особенностей жанра «нуар».

«Мальтийский сокол», между тем, важен и еще по двум причинам. Именно этот фильм все же принято считать родоначальником нуара. Плюс, как и в случае с «Гражданином Кейном» — это также фильм-дебют. Его режиссер Джон Хьюстон до того был известен как успешный сценарист, а после — как важный, хотя и неровный, американский режиссер. Не случайно, в США и Франции до сих идут споры о месте Хьюстона в истории кино. И если в Штатах его принято считать мастером нуара и традиционного мужского кино, то в Старом Свете лучшими работами режиссера уже давно значатся криминальная драма «Жирный город», вдохновившая Мартина Скорсезе на его ленту «Бешеный бык», и утонченная экранизация Джеймса Джойса «Умершие», которую Хьюстон снял, когда ему был 81 год.

Еще пять фильмов, которые смотрели в 1941 году:

Обладатель «Оскара»: «Как зелена была моя долина», реж. Джон Форд

Самый кассовый фильм: «Сержант Йорк», реж. Ховард Хоукс

Лучший мультфильм: «Дамбо», реж. Сэмюэл Армстронг, Норман Фергюсон

Лучшая комедия: «Леди Ева», реж. Престон Стерджес

Лучший неамериканский фильм: «Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку», реж. Кэндзи Мидзогути