В 1929 году впервые вручили кинопремию «Оскар». Первые почетные статуэтки раздали 16 мая в фешенебельном «Рузвельт-отеле» в Голливуде. С тех пор не раз менялось место проведения церемонии, но негласным оставалось одно — выбирать и награждать лучших из лучших. Так что в сегодняшней рубрике «Ретро» вспоминаем тот памятный год, ставший к тому же одним из самых важных в истории украинского кино.

Человек с киноаппаратом

О чем: экспериментальный документальный фильм о городской жизни, снятый на улицах Киева, Одессы и Москвы.

Почему смотрели: признанный шедевр братьев Кауфман — режиссера Давида (известного как Дзига Вертов) и оператора Михаила. Их целью было приравнять фильм к автоматическому письму, а камеру — к глазу, замечающему мельчайшие подробности окружающей жизни. В этом фильме было четыре сюжетные линии: оператор в поисках изображения, будни обычного человека, работа монтажера и зритель, следящий за происходящим на экране. Но все они сливались в одну сплошную симфонию изображения и звука. Таким образом, братья Кауфман создавали фактически кино о кино или, вернее, историю того, чем вообще является кино. Картина шла с обязательным музыкальным сопровождением, что только создавало дополнительный эффект. А зритель мог буквально ощутить, как на его глазах создается фильм. Резкий монтаж, необычная манера съемки и полное разрушение классического построения истории — все это превратило «Человека с киноаппаратом» в новаторское произведение, во многом обогнавшее свое время. Не случайно, спустя десятилетия, в 2014 году, влиятельный журнал британский журнал Sight&Sound назовет его лучшим документальным фильмом всех времен.

Арсенал

О чем: история восстания рабочих киевского оружейного завода «Арсенал» в январе 1918 года.

Почему смотрели: Довженко считается главным режиссером в истории украинского кино. Но его жизнь была полна противоречий и вынужденных уступок. Ярый националист, позже он также рьяно примет идеи коммунизма, станет любимым режиссером Сталина и поначалу даже будет восторгаться им. После, правда, наступит разочарование в системе, сложности с запуском картин и статус опального режиссера. Однако в конце 20-х годов, ключевого периода в истории нашего кино, работая на ВУФКУ, Довженко снимет свои лучшие картины. Все они объединены в так называемую «украинскую трилогию»: «Звенигора», «Земля» и «Арсенал». В последнем будет множество смелых режиссерских решений, очень чувственная история, навеянная собственным опытом участия в революции 17-го года, и обязательные уступки власти. В фильме главные герои, рабочие завода «Арсенал», восстают против Украинской Народной Республики, за которую когда-то воевал сам режиссер. Этот вынужденный шаг, прописанный Москвой, — важная дань и требование для последующей возможности снимать кино. Но несмотря на творческую гибкость, Довженко все равно оставляет свои любимые темы: рассказ об украинцах, политический окрас, который тут не так уж и важен, борьба и связь человека с землей.

Счастливая звезда

О чем: трогательная история о дружбе между фермерской девочкой Мэри и бывшим солдатом, только вернувшимся с войны.

Почему смотрели: Фрэнк Борзеги — один из пионеров американского кино. Он дебютировал еще в 1910-х годах в качестве актера, затем снимал фильмы, в которых сам же играл главные роли. Критики отмечали его талант и особую мимику, называя одним из лучших актеров поколения, но Борзеги предпочел сосредоточиться исключительно на режиссуре. В кино у него был собственный стиль: приглушенные тона, особая интимность и скрытая сексуальность. Поговаривали даже, что именно из-за его картин был введен пресловутый кодекс Хейса. Но Борзеги всегда был далек от вульгарности, его интересовали отношения между мужчиной и женщиной на каком-то возвышенном уровне. Любовь для его героев — это всегда возможность убежать от ужасов этого мира, некий рай, которого не достичь на Земле. И любовь — это то, что сам режиссер искал в каждой из своих картин. В Голливуде была даже шутка, что Борзеги ненавидел Гитлера только потому, что, развязав войну, тот не оставил места любви. В этом смысле «Счастливая звезда» — один из самых показательных фильмов режиссера. Здесь есть все ключевые составляющие его стиля: красивая любовная история, желание сбежать от действительности и атмосфера, напоминающая то ли красивый сон, то ли грустную сказку, то ли лучшие работы Фридриха Мурнау, которым Борзеги всегда восхищался.

Еще пять фильмов, которые смотрели в 1929 году:

Обладатель «Оскара»: «Крылья», реж. Уильям А. Уэллмен

Лучшая комедия: «Парад любви», реж. Эрнст Любич

Самый скандальный фильм: «Андалузский пес», реж. Луис Бунюэль

Лучший нуар: «Громобой», реж. Джозеф фон Штернберг

Лучший триллер: «Шантаж», реж. Альфред Хичкок