6 и 9 августа 1945 года США сбросили две атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, что унесло жизни более 200 тысяч человек. Это событие навсегда изменило мир, явив новую глобальную угрозу человечеству — на этот раз созданную им же. Позже об этом снимут множество документальный и художественных фильмов, показывающих бомбардировку не как финальный аккорд Второй мировой, сыгранный победителями, но величайшую трагедию. Мы же обратим внимание не на них, а на то, что же происходило в мире кино в год окончания войны и появления нового оружия массового поражения.

Рим, открытый город

О чем: история Рима в последние годы оккупации через жизни нескольких простых людей — участников движения сопротивления.

Почему смотрели: «Рим, открытый город» Роберто Росселлини считается одним из величайших фильмов в истории кино. Прежде всего, это свидетельство эпохи, снятое практически с документальной точностью на развалинах итальянской столицы. Кроме того, именно этот фильм принято считать началом итальянского неореализма. Идея картины появилась еще во время оккупации, среди сценаристов был Федерико Феллини, а немцев впоследствии сыграли реальные немецкие военнопленные. Одним же из главных новшеств Росселлини была необычная манера съемки. В отличие от традиционного кинопроизводства, где все снималось в громоздких декорациях, он буквально вышел на улицы и пользовался небольшой ручной камерой и помощью маленькой съемочной группой. Именно Росселлини назовут своим учителем представители французской «новой волны» Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо, работавший в 50-х у него ассистентом. Но главное, Росселлини, сам пройдя войну и зная человеческие истории того периода не понаслышке, добавил в свой фильм настоящий гуманизм и сопереживание каждому из героев. В результате чего «Рим, открытый город» из реалистичной хроники на наших глазах превращался в маленькую лирическую поэму о людях и вере в городе, который давно потерпел свой крах.

Короткая встреча

О чем: двое уже не молодых людей, домохозяйка Лора Джессон и доктор Алек Харви, знакомятся в привокзальном кафе и начинают встречаться в нем каждую неделю. Но, несмотря на кажущееся счастье, каждый из них несвободен и понимает, что всё рано или поздно должно завершиться.

Почему смотрели: сегодня в это сложно поверить, но на заре появления кино Великобритания по своим фильмам превосходила США и считалась одной из главных законодательниц моды в кино. Это, правда длилось недолго, и, начиная с 1910 года, вся история британского кино превратилась в одно сплошное падение в никуда. Впрочем, здесь были и исключения, одним из которых и является творчество режиссера Дэвида Лина. Всю свою карьеру он совмещал большие экранизации и камерные мелодрамы. «Короткая встреча» относится к последним и считается не просто вершиной британского кино, но и одной из самых красивых любовных историй прошлого века. Фильм Лина совсем не похож на традиционные мелодрамы и напоминает скорее очень нежное воспоминание об упущенной возможности. Здесь также нет никаких банальных слов или избитых клише, а есть только два немного уставших человека, которые обретают счастье лишь во время этих самых коротких встреч. Символично, что происходит это именно на вокзале — месте, где все человеческое общение сводится или к долгожданной встрече, или к долгому прощанию.

Потерянный уик-энд

О чем: рассказ о четырех днях из жизни писателя-алкоголика Дона Бёрнэма, который не может ни завязать с выпивкой, ни написать даже строчку для своего нового романа.

Почему смотрели: режиссера Билли Уайлдера принято ассоциировать с веселыми комедиями вроде «В джазе только девушки», однако его наиболее выдающимся творением считается именно «Потерянный уик-энд» — мрачный и безнадежный фильм о человеке, скатывающимся на самое дно. В этой картине Уайлдер практически с документальной точностью воссоздает будни писателя-алкоголика. Неудачная попытка завязать со спиртным, ложь близким, депрессия, поиск денег на выпивку, белая горячка и мечты о самоубийстве. Вместе с приглушенными тонами и черно-белым изображением это создает на экране действительно удушливую атмосферу, где зритель не просто наблюдает за героем, но и буквально ощущает все ужасы, происходящие с ним. Для Голливуда, привыкшего к простым историям, такое кино было настоящим откровением. Продюсеры, шокированные фильмом, хотели даже положить его на полку. Но ситуацию спасла реакция критиков и зрителей, благодаря которым картина не только вышла в прокат, но и собрала там внушительную кассу. Интересно, что рассказанная на экране история имела двойной смысл. С одной стороны, по атмосфере она очень точно отображала послевоенные настроения в США, с другой, за трагедией главного героя многие в Голливуде или литературной среде вполне могли узнать биографию Уильяма Фолкнера. В свое время Фолкнер подался работать сценаристом в Голливуд. Здесь он получал гроши, еще больше запил, окончательно превратился в заядлого алкоголика и фактически утратил свой писательский талант.

Еще пять фильмов, которые смотрели в 1941 году:

Лучший азиатский фильм: «Идущие за хвостом тигра», реж. Акира Куросава

Лучший европейский фильм: «Дети райка», реж. Марсель Карне

Лучший арт-фильм: «Дамы Булонского леса», реж. Робер Брессон

Лучший триллер: «Заворожённый», реж. Альфред Хичкок

Лучший нуар: «Улица греха», реж. Фриц Ланг