6 и 9 августа 1945 года США сбросили две атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, что унесло жизни более 200 тысяч человек. Это событие навсегда изменило мир, явив новую глобальную угрозу человечеству — на этот раз созданную им же. Позже об этом снимут множество документальный и художественных фильмов, показывающих бомбардировку не как финальный аккорд Второй мировой, сыгранный победителями, но величайшую трагедию. Мы же обратим внимание не на них, а на то, что же происходило в мире кино в год окончания войны и появления нового оружия массового поражения.
О чем: история Рима в последние годы оккупации через жизни нескольких простых людей — участников движения сопротивления.
Почему смотрели: «Рим, открытый город» Роберто Росселлини считается одним из величайших фильмов в истории кино. Прежде всего, это свидетельство эпохи, снятое практически с документальной точностью на развалинах итальянской столицы. Кроме того, именно этот фильм принято считать началом итальянского неореализма. Идея картины появилась еще во время оккупации, среди сценаристов был Федерико Феллини, а немцев впоследствии сыграли реальные немецкие военнопленные. Одним же из главных новшеств Росселлини была необычная манера съемки. В отличие от традиционного кинопроизводства, где все снималось в громоздких декорациях, он буквально вышел на улицы и пользовался небольшой ручной камерой и помощью маленькой съемочной группой. Именно Росселлини назовут своим учителем представители французской «новой волны»
О чем: двое уже не молодых людей, домохозяйка Лора Джессон и доктор Алек Харви, знакомятся в привокзальном кафе и начинают встречаться в нем каждую неделю. Но, несмотря на кажущееся счастье, каждый из них несвободен и понимает, что всё рано или поздно должно завершиться.
Почему смотрели: сегодня в это сложно поверить, но на заре появления кино Великобритания по своим фильмам превосходила США и считалась одной из главных законодательниц моды в кино. Это, правда длилось недолго, и, начиная с 1910 года, вся история британского кино превратилась в одно сплошное падение в никуда. Впрочем, здесь были и исключения, одним из которых и является творчество режиссера Дэвида Лина. Всю свою карьеру он совмещал большие экранизации и камерные мелодрамы. «Короткая встреча» относится к последним и считается не просто вершиной британского кино, но и одной из самых красивых любовных историй прошлого века. Фильм Лина совсем не похож на традиционные мелодрамы и напоминает скорее очень нежное воспоминание об упущенной возможности. Здесь также нет никаких банальных слов или избитых клише, а есть только два немного уставших человека, которые обретают счастье лишь во время этих самых коротких встреч. Символично, что происходит это именно на вокзале — месте, где все человеческое общение сводится или к долгожданной встрече, или к долгому прощанию.
О чем: рассказ о четырех днях из жизни
Почему смотрели: режиссера Билли Уайлдера принято ассоциировать с веселыми комедиями вроде «В джазе только девушки», однако его наиболее выдающимся творением считается именно «Потерянный
Еще пять фильмов, которые смотрели в 1941 году:
Лучший азиатский фильм: «Идущие за хвостом тигра», реж. Акира Куросава
Лучший европейский фильм: «Дети райка», реж. Марсель Карне
Лучший арт-фильм: «Дамы Булонского леса», реж. Робер Брессон
Лучший триллер: «Заворожённый», реж. Альфред Хичкок
Лучший нуар: «Улица греха», реж. Фриц Ланг