Одним из самых обсуждаемых фильмов завершившегося недавно Каннского кинофестиваля стала картина Тодда Хейнса «Кэрол». Фильм снят по книге Патриции Хайсмит «Цена соли» и рассказывает о любви двух женщин. Сам роман вышел в далеком 1953 году, став первым в истории художественным произведением о нетрадиционной любви, имеющим счастливую концовку. Вспоминая то далекое время, oKino.ua решили узнать, что происходило тогда в мире кино.

Римские каникулы

О чем: принцесса Анна (Одри Хепберн), устав от своих королевских обязанностей, сбегает от всех и отправляется на прогулку по Риму. Ее спутником в этом маленьком путешествии оказывается американский журналист (Грегори Пек), который поначалу даже не подозревает о личности своей новой знакомой.

Почему смотрели: «Римские каникулы» считаются одной из лучших романтических комедий в истории. В этом фильме всё буквально дышит летом и молодостью: красивые герои, открыточный Рим и трогательная история любви. К тому же сам фильм еще и является самой настоящей сказкой на манер «Золушки» и «Принца и нищего». В Америке начала 50-х такое кино было особенно необходимо. Страна находилась на пороге холодной войны, переживала экономический кризис, а сенатор Джозеф Маккарти уже начал «охоту на ведьм». В 40-50-х по его инициативе гонениям подвергались все, кто симпатизировал коммунистическим идеям, отчего пострадали многие представители Голливуда, среди, которых и сценарист фильма Далтон Трамбо.

На фоне этого «Римские каникулы» были именно тем легким фильмом, который позволял отвлечься от проблем и буквально выйти после показа немного счастливее. Плюс именно благодаря этой ленте мир узнал об 24-летней Одри Хепберн. Причем Хепберн могла даже не получить эту роль, так как на кастинге была очень зажата. Увидев это, режиссер Уильям Уайлер попросил оператора не выключать камеру после окончания проб. В результате он скомандовал «снято», актриса, думая, что все закончилось, расслабилась, и, отвечая на вопросы, была уже той самой Одри Хепберн, которую сегодня знает весь мир.

Плата за страх

О чем: четверо безумцев, застрявших без копейки в Латинской Америке, решаются на отчаянное предприятие — за 1000 долларов перевести два грузовика, загруженных взрывчаткой. Один резкий удар или выбоина на дороге — и все взлетит на воздух.

Почему смотрели: режиссер Анри-Жорж Клузо всегда считался экспертом по созданию пугающей и даже зловещей атмосферы, из-за чего его порой называли французским Хичкоком. «Плата за страх» — один из наиболее успешных фильмов этого режиссера. Прежде всего — это смесь роуд-муви и напряженного триллера. С одной стороны весь фильм мы следим за путешествием героев, с другой — знаем об опасности, которая подстерегает их на каждом шагу. Но вместе с тем это также и довольно тонкая «экзистенциальная мелодрама», как выразился один критик. Ведь герои борются не столько с какими-то внешними факторами, сколько со своим собственным страхом.

Сегодня, конечно, некоторые сцены «Платы за страх» выглядят немного наивными, а актерская игра может вызывать вопросы. Но в 50-х фильм Клузо считался одной из вершин «саспенса» в кино. Фильм заслуженно победил на Каннском кинофестивале и удостоился еще десятка престижных наград. Интересно, что лента Клузо является экранизацией одноименного романа Жоржа Арно. А в 1977-м режиссер Уильям Фридкин снял ремейк этой картины под название «Колдун».

Сказки туманной луны после дождя

О чем: история двух крестьян в Японии 16 века, охваченной гражданской войной. Один из них одержим идеей разбогатеть, другой — мечтает добиться славы и воинских подвигов.

Почему смотрели: Кендзи Мидзогути, наряду с Ясудзиро Одзу, считается одним из ключевых режиссеров в истории японского кино. Их обоих объединял неспешный ритм, любовь к простым историям и мастерское построение кадра. «Сказки туманной луны после дождя» — самый известный фильм Мидзогути, получивший, к тому же, главный приз Венецианского кинофестиваля. От рассказа о крестьянах, живущих в непростые времена, режиссер плавно переходит к истории о призраках. А от социальной критики движется к ожившему сновидению, где реальность и вымысел оказываются единым целым. При этом Мидзогути всегда славился особым режиссерским стилем: каждая сцена у него снималась зачастую одним кадром, а монтажные склейки сводились к минимуму. Именно за это его особенно ценили режиссеры «новой волны», которые, будучи критиками, в один голос признавались в любви к «Сказкам туманной луны после дождя». Более того, критик и режиссер Александр Астрюк, рассуждая о том, что такое мизансцена, уверял, что именно сцены из этого фильма Мидзогути могут считаться самыми совершенными в истории кино.

Еще пять важных фильмов 1953 года:

Обладатель «Оскара»:: «Отныне и во веки веков», реж. Фред Циннеман

Лучший американский фильм: «Могамбо», реж. Джон Форд

Самый кассовый фильм: «Питер Пэн», реж. Клайд Джероними и др.

Самый смешной: «Джентльмены предпочитают блондинок», реж. Ховард Хоукс

Главный арт-фильм: «Токийская повесть», реж. Ясудзиро Одзу