Накануне Дня Независимости Украины мы решили вспомнить один из самых важных годов в истории нашего кино — 1965. Именно тогда в кинотеатре «Украина» состоялась премьера фильма «Тени забытых предков», на которой присутствовал весь свет украинской интеллигенции: от Сергея Параджанова до великого поэта Стуса. Этот момент стал точкой невозврата для всей нашей культуры. После него усилились гонения на диссидентов, а национальное кино ждал один запрет за другим. В это же время в мире все говорили о фильмах Годара, картине Марлена Хуциева и пугающей экранизации Джона Фаулза.

Безумный Пьеро

О чем: Фердинанд (Жан-Поль Бельмондо) вместе с няней своего ребенка (Анна Карина) сбегают от всех на краденном авто, набитом деньгами. Он бежит от своей богатой жизни, она — от проблем и криминального прошлого.

Почему смотрели: один из знаковых фильмов Жан-Люка Годара, лидера французского «новой волны» и главного новатора в мире кино. Годар, ребенок богатых родителей, всегда метался между пренебрежением к буржуа и попыткой примириться со своим прошлым. В «Безумном Пьеро» он разоблачал фальшивые ценности среднего класса и, как всегда, цитировал множество любимых американских фильмов и французских писателей, и вновь рассказывал об отношениях со своей главной музой — актрисой Анной Кариной. От сцены к сцене в «Безумном Пьеро» один жанр сменяется другим: от криминального фильма до триллера, а в какой-то момент картина даже оказывается эстетской мелодрамой. Годар и здесь использовал свой излюбленный рваный монтаж и вместе со своим постоянным оператором Раулем Кутаром делал каждый кадр похожим на картины великих художников, где, по давней годаровской традиции, доминировали три цвета французского флага: красный, синий и белый. Фильм сразу же вызвал небывалый ажиотаж, а со временем стал наряду с лентами «На последнем дыхании» и «Банда аутсайдеров», самым популярным и цитируемым фильмом Годара. Его финальную сцену с динамитом повторяли десятки раз другие видные режиссеры, а самому фильму признавались в любви множество авторов, включая Квентина Тарантино и Гаспара Ноэ.

Мне двадцать лет

О чем: история трех друзей, живущих во времена оттепели, и рассказ о поколении, с его мечтами и надеждами, первыми влюбленностями и разочарованиями.

Почему смотрели: у фильма Марлена Хуциева весьма непростая судьба. Работа над ним началась в 1959 году, но на экраны он вышел только шесть лет спустя. Против фильма выступала комиссия ЦК КПСС, нашедшая в нем множество «недопустимых вещей», и прочие защитники «советских ценностей». Чтобы выпустить картину, Хуциеву пришлось даже вырезать несколько ключевых моментов. В результате режиссерскую версию фильма зрители смогли увидеть только в 1988 году. Но даже за три десятилетия до этого «Мне двадцать лет» (изначально фильм назывался «Застава Ильича») выглядел настоящим откровением для своей эпохи, и только за первый год его посмотрели 8,8 миллионов зрителей.

В фильме впервые в советском кино так открыто говорилось о молодежи. Вместе с великим сценаристом Шпаликовым, Хуциев сумел вывести на экраны героев, в которых каждый мог узнать себя: неуверенность в настоящем, заботы и проблемы, свойственные почти всем молодым людям. Кроме того, едва ли не впервые на советском экране персонажи фильма заговорили не литературным вычурным языком и идейными слоганами, а словами, которые звучали на улицах больших городов. Наряду с правдоподобными героями и особой чувственностью, это позволяет фильму даже сегодня оставаться одной из лучших молодежных картин в истории. Интересно, что неделю назад его показали на кинофестивале в Локарно, где Хуциев удостоился почетной награды. После показа автору аплодировали стоя, а многие из молодых режиссеров-участников фестиваля подходили к Хуциеву просто поблагодарить за эту великую картину.

Коллекционер

О чем: у банковского служащего Фредди Клегга не складывается с женщинами. Он страдает комплексом неполноценности, коллекционирует бабочек и живет отшельником. Но однажды он решает изменить свою жизнь и… похитить молоденькую студентку. Его цель — удерживать ее в плену до тех пор, пока она не полюбит его.

Почему смотрели: Уильям Уайлер прославился в Голливуде как режиссер, который, не имея особого стиля, был большим ремесленником, снимающим очень точные и порой пугающие картины о своем времени. Его самый известный фильм — «Лучшие годы нашей жизни», о солдатах Второй мировой, пытающихся приспособиться к мирной жизни. Его самая пугающая и странная картина — «Коллекционер», снятая по одноименному роману Джона Фаулза. В книге главный герой вызывал отвращение, а читатель буквально ощущал весь страх похищенной им девушки. В фильме же Уайлер придал Клеггу куда более человеческий облик. Благодаря актерской игре Теренса Стэмпа этот персонаж оказывался маньяком, вызывающим сочувствие. Уайлер же, со свойственной ему отстраненностью, показывал путь Фредди Клегга от будней робкого клерка к самому похищению и последующим действиям. При этом сам фильм напоминал, прежде всего, камерный триллер, где есть только атмосфера удушья, два героя, их противостояние и великая актерская игра, в которой взгляды порой могут сказать куда больше любых слов.

Еще пять фильмов, которые смотрели в 1965 году:

Самый популярный фильм в США: «Звуки музыки», реж. Роберт Уайз

Самый странный фильм: «Симеон-столпник», реж. Луис Бунюэль

Лучший арт-фильм: «Трус», реж. Сатьяджит Рай

Еще один фильм Годара: «Альфавиль»

Лучшая мелодрама: «Туманные звёзды Большой Медведицы», реж. Лукино Висконти