По хорошей традиции «Звездные войны» выходят трилогиями. Первая началась в 1977 году, и о фильмах, которые также смотрели в том году, мы уже вспоминали. Завершительная часть той трилогии, или шестой эпизод в хронологии придуманной Лукасом вселенной, вышел в 1983 году, после чего фанаты оставались в ожидании целых 16 лет. В сегодняшней рубрике «Ретро» oKino.ua вспоминает, чем еще запомнился тот памятный год, когда зрители думали, что навсегда распрощались с киносагой о джедаях.

Король комедии

О чем: история непутевого комика Руперта Папкина, возомнившего себя гениальным юмористом и готового на все ради достижения своих целей.

Почему смотрели: после культового «Бешеного быка» Мартин Скорсезе неожиданно для всех снял свою первую комедию. Главную роль в ней сыграл все тот же Роберт Де Ниро, который довольно легко переквалифицировался из разжиревшего боксера в комика-чудака. Сам фильм скорее продолжал линию режиссера об аутсайдерах-одиночках, отвергнутых этим миром. Руперт Папкин напоминал одновременно и персонажа «Бешеного быка», стремящегося к славе, и героя «Таксиста», неспособного ужиться с окружающей действительностью. Вот только если в этих классических картинах режиссера, несмотря на все невзгоды героев, в конце оставалась какая-то надежда, то «Король комедии» за внешней веселостью оказывался крайне пессимистичен.

В отличие от других работ Скорсезе здесь также мало автобиографичного. «Король комедии» — это сатира на мир кино или шоу-бизнеса, с населяющими его людьми, жаждущими славы, и многочисленными неудачниками, вынужденными изо дня в день терпеть отказы. Это также фильм человека, уставшего от этого мира. После буйного окончания 70-х с кокаиновой зависимостью и жизнью рок-звезды, в 80-е Скорсезе вошел с желанием начать все с нуля. «Бешеный бык» был его исповедью. «Король комедии» — разрывом с прошлым. В это десятилетие Скорсезе снимет несколько маленьких фильмов, а его венцом станет экранизация жизни Иисуса Христа — еще одна лента, которую никто от него не ждал. Однако именно «Король комедии» будет главным творением режиссера в этот период, и именно он войдет в число двадцати лучших фильмов 80-х по версии кинокритиков.

Видеодром

О чем: продюсер кабельного канала Макс Ренн одержим поиском необычного видео для взрослых. Однажды он находит «Видеодром» — загадочную передачу о сексе и насилии, способную влиять не только на человеческую психику, но и на плоть.

Почему смотрели: Дэвид Кроненберг — культовый режиссер 80-90-х годов. Его главными темами всегда были разум, тело и сексуальность. Особенностью его работ — исследование их трансформации и влияние на человека насилия и секса. Он начинал в родной Канаде, где поставил целую серию знаковых фильмов «категории Б» с названиями вроде «Выводок» или «Бешеная». Однако именно «Видеодром» принес ему мировую известность. В отличие от предыдущих хорроров, для Кроненберга это был поворот в сторону научной фантастики с героем, наделенным сверхсилой, и путешествие в иные миры. Вот только этим самым героем здесь оказывается одержимый любитель горячего видео, мечтающий найти идеальный ночной контент. А сверхсилой — телевидение. На наших глазах главный герой в исполнении Джеймса Вудса проходил путь от владельца этой самой силы до ее раба. Так Кроненберг рассуждал о влиянии ТВ и порнографии — двух самых популярных вещей как в 80-е, так и в наше время. Все это, вместе с особой стилистикой 80-х, отсылками к поп-культуре и безумными образами вроде видеокассеты, поглощаемой человеческим телом, сделали «Видеодром» одним из самых знаковых фильмов десятилетия. Плюс одну из главных ролей в нем сыграла Дебби Харри, участница группы Blondie и еще один символ того времени.

Имя Кармен

О чем: пока режиссер Жан-Люк Годар лежит в больнице, его племянница Кармен берет ключи от его квартиры. Она заверяет, что собирается снимать кино, на самом деле — готовит ограбление банка.

Почему смотрели: победитель Венецианского кинофестиваля и фильм, окончательно возвестивший о возвращении великого Жан-Люка Годара. Режиссер, стоявший у истоков французской «новой волны», в 70-х Годар ударился в маоизм, сошелся с левым активистом Жан-Пьером Гереном и снимал странные фильмы-агитки против буржуазного мира. Тогда Годар пытался разрушить все: от структуры традиционного кино до отношений с миром. В 80-е он отошел от маоистов, познакомился с Анн-Мари Мьевиль, ставшей его новой музой, возлюбленной и соратницей, и начал для себя новый этап в кино. Сначала он снял «Страсть», получившую приз в Каннах, а затем «Имя Кармен».

«Имя Кармен» — это смесь старого доброго Годара времен «На последнем дыхании», с обязательной историей о мужчине и женщине, криминальным сюжетом и любовью к киноцитатам, и Годара нового, с его желанием разрушать нарратив, неожиданным монтажом, множеством философских отсылок, неизбежным появлением в кадре самого режиссера и фильмами, похожими больше на киноэссе, чем на кино в его традиционном понимании. Символично, что «Имя Кармен» начинается с истории болезни режиссера по имени Жан-Люк Годар, затем переходит в вольную экранизацию «Кармен» Бизе, а в конце оказывается скорее красивой историей о поисках любви и женщине как самом прекрасном создании природы.

Еще пять фильмов, которые смотрели в 1983 году:

Обладатель «Оскара»: «Язык нежности», реж. Джеймс Л. Брукс

Лучший арт-фильм: «Ностальгия», реж. Андрей Тарковский

Лучший документальный фильм: «Без солнца», реж. Крис Маркер

Лучшая комедия: «Смысл жизни по Монти Пайтону», реж. Терри Джонс, Терри Гиллиам

Лучший ремейк: «Лицо со шрамом», реж. Брайан Де Пальма