1986 год навсегда вписан в украинскую и мировую историю из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Сегодня в городе Славутич, где проживает много работников станции и людей, покинувших Зону отчуждения, завершается фестиваль документального кино «86», время проведения которого привязано к годовщине аварии. Мы же решили вспомнить, что происходило в 1986 году в мире кино.

Взвод

О чем: история молодого новобранца Криса Тейлора (Чарли Шин), который бросил престижный колледж и отправился добровольцем во Вьетнам. Здесь, вместе со своим взводом, ему предстоит испытать все ужасы войны.

Почему смотрели: еще до того как Оливер Стоун начал дружить с мировыми политиками и снимать о них туристические документалки он был довольно неплохим режиссером и снимал крепкие фильмы о своей стране. «Взвод» считается одной из лучших его картин. При скромном бюджете в $6 млн он умудрился собрать $136 млн, получив заодно четыре «Оскара», в том числе за лучший фильм и режиссуру. Сам Стоун когда-то служил во Вьетнаме и фильм частично основан на его личных воспоминаниях. Как и герой ленты, в 70-х он прошел путь от ура-потриотизма до разочарования в войне. И именно это описание событий во Вьетнаме как бессмысленной и беспощадной бойни стало главным лейтмотивом «Взвода». При этом основная угроза в ленте идет даже не столько от вьетконговцев, сколько от своих же солдат. В какой-то момент все и вовсе сводится к противостоянию добра и зла и своеобразному метанию героя между ними.

Несмотря на это, Стоун все равно остается большим патриотом, а его фильм еще и одой несгибаемому американскому духу. Крис Тейлор по собственной воле попадает во Вьетнам, видит войну, как она есть, но остается самим собой. Он возвращается на родину окрепшим и уверенным в своем дальнейшем пути. По мнению Стоуна, это и есть аллегория на историю США, страны, которая ввязывалась не в одну бессмысленную войну, но всегда умудрялась продолжать свое движение вперед.

Синий бархат

О чем: молодой человек (Кайл МакЛоклен) возвращается в родной городок. Спустя какое-то время он находит в траве человеческое ухо. Поняв, что полиции нет до этого никакого дела, герой берется за собственное расследование, которое приводит его к загадочной женщине (Изабелла Росселлини) и ее любовнику-садисту (Деннис Хоппер).

Почему смотрели: попробовав свои силы в коммерческом кино («Дюна», «Человек-слон») Линч снова вернулся к истокам и снял свой первый великий фильм. Пугающая атмосфера, внимание к человеческим порокам и фетишам — эти темы были еще в дебютной работе режиссера «Голова-ластик», но в «Синем бархате» они окончательно стали частью стиля Дэвида Линча. При этом ленту не особо приняла американская публика, которую Линч в какой-то мере высмеивал. Однако в Европе «Синий бархат» стал настоящим хитом. Его премьера с успехом прошла на Каннском кинофестивале, а критики в один голос называли картину среди лучших в 80-х. Причина проста: в США всегда любили традиционное повествовательное кино, Линч же, скорее, игрался с жанрами и ожиданиями зрителя, что всегда больше ценилось в Старом Свете.

Так, Линч, которого считают одним из первых знаковых режиссеров-постмодернистов, обыгрывал хичкоковские триллеры, фильмы-нуар и мелодрамы. Линч также игрался с реальностью, преображая ее и подавая под неожиданным углом. В результате история о небольшом городке с милыми коттеджами и простыми обывателями неожиданно оказывалась рассказом о скрытом: страхе, насилии и зле. Причем разыграно всё это было с помощью блестящего актерского состава, а сцена, в которой герой Кайла МакЛоклена подглядывает за персонажами Изабеллы Росселлини и Денниса Хоппера и по сей день считается одной из лучших в истории кино.

Жертвоприношение

О чем: в день рождения писателя в загородном доме собираются его семья и друзья. Однако перед самой трапезой по радио объявляют, что началась ядерная война.

Почему смотрели: Тарковский — конечно, тот еще зануда, видеоинтервью с ним — одни из самых невыносимых вещей на свете, а дневники полны не самых приятных вещей. В какой-то момент из него сделали едва ли не святого, и среди настоящих киноманов любить Тарковского стало считаться дурным вкусом. Но как бы там ни было, его фильмы — это действительно произведения искусства: сложные, мучительные, но необходимые, как некий важный жизненный опыт. «Жертвоприношение» — последний фильм Тарковского. Он снимал его в Швеции, взяв за основу сценарий «Ведьма» Стругацких. Но если писателей больше интересовало фантастическое, то Тарковского — психологическое.

«Жертвоприношение» — это фактически фильм-завещание режиссера, где вновь проговариваются все мотивы из его предыдущих работ. Но вместе с тем — это самый мрачный и пессимистичный его фильм. В какой-то момент режиссер вспоминает Ницше, отсылает нас к Достоевскому и задается вечным вопросом о смысле жизни. Причем Тарковский всегда был подвластен сомнениям и его путь в кино, с постоянным запретом фильмов и невозможностью снимать, был той еще драмой. В момент съемок он будто чувствовал приближение смерти (Тарковский умер в 1986 году), и «Жертвоприношение» — это еще и редкая возможность понять или узнать, о чем думает большой художник в свои последние годы жизни. И, возможно, символично, что «Жертвоприношение» очень близок по духу фильмам Ингмара Бергмана (в ленте задействован его постоянный оператор Свен Нюквист и актер — Эрланд Юзефсон), режиссера, которым Тарковский всегда особенно восхищался.

Еще пять важных фильмов 1986 года:

Победитель Каннского кинофестиваля: «Миссия», реж. Роланд Жоффе

Победитель Венецианского кинофестиваля: «Зелёный луч», реж. Эрик Ромер

Самый кассовый фильм: «Лучший стрелок», реж. Тони Скотт

Самый веселый: «Крокодил Данди», реж. Питер Фэймен

Лучший арт-фильм: «Вне закона», реж. Джим Джармуш