Главным событием июня стал финал пятого сезона «Игры престолов» — великого сериала, снятого по романам Джорджа Р. Р. Мартина. Но если сам сериал стартовал в 2011 году, то первая книга из цикла «Песнь Льда и Пламени» вышла еще в 1996. Так что в сегодняшней рубрике «Ретро» самое время вспомнить именно тот год в истории кино.

Миссия: невыполнима

О чем: агента ЦРУ Итана Ханта обвиняют в предательстве во время операции по выявлению «крота», из-за чего погибли несколько цэрэушников. Чтобы доказать свою невиновность, Хант сам решает разобраться в случившемся.

Почему смотрели: первый и лучший фильм легендарной франшизы с Томом Крузом в главной роли. В ленте «Миссия: невыполнима» было кажется всё то, за что принято любить голливудское кино: интересный сюжет, много действия, напряженная атмосфера и первоклассные актеры. И если последующие фильмы цикла впадали в разные излишества (сплошной экшен у Джона Ву, слишком мудреная история у Джея Джей Абрамса или зацикленность на современных технологиях у Брэда Берда), то лента Брайана Де Пальма умудрялась сохранять баланс. Одна из причин этого в самом режиссере. Де Пальма наряду с Мартином Скорсезе и Стивеном Спилбергом — один из тех людей, который изменили Голливуд в 70-х годах. Он также большой фанат Альфреда Хичкока, и большинство фильмов Де Пальма являются маленькими признаниями в любви работам его кумира. «Миссия: невыполнима», например, напоминает классические шпионские фильмы Хича «На север через северо-запад» или «Дурная слава». Но к традиционной легкости мэтра и обязательному саспенсу в «Миссии» Брайан Де Пальма добавил еще и свою любовь к современным технологиям и спецэффектам. Фильм стал одним из трех самых кассовых картин года, получил отличные отзывы в прессе как от популярных изданий, так и от арт-критиков. Но главное, вернул в Голливуд моду на шпионские фильмы.

День независимости

О чем: накануне Дня независимости на США нападают пришельцы. По своему развитию они превосходят землян, и их не способно остановить даже самое высокотехнологическое оружие. В результате на три дня Земля буквально погружается в хаос.

Почему смотрели: 90-е стали важной вехой в истории голливудских блокбастеров. Новые технологии и спецэффекты дали возможность не просто реализовывать самые безумные идеи, но создавать зрелищные киноаттракционы. В свою очередь,«День независимости» Роланда Эммериха стал одновременно ключевой картиной этого десятилетия и создал целый новый тренд в фантастике на экране. Разумеется, Эммерих не изобретал велосипед, а просто грамотно использовал всё то, что когда-то было в кино и литературе.

С одной стороны, он пугал зрителей вторжением инопланетян, показывая его как никогда реалистично. С другой — за рассказом об озлобленных инопланетянах любой зритель мог спокойно усмотреть и опасность военного вторжения, что в США всегда было одной из главных фобий — начиная от атаки на Перл-Харбор и заканчивая 11 сентября. Не случайно после нападения на башни-близнецы «День независимости» даже запретят для показа на национальном ТВ. Вместе с тем Эммерих всегда славился своими фильмами об уничтожении Земли, каждый из которых обыгрывал тот или иной страх современного человека. Так, за оберткой самого кассового фильма года, неожиданно оказывалось еще одно послание человечеству о том, что за все действия рано или поздно приходится расплачиваться. А исполнитель главной роли Уилл Смит после выхода картины в один миг пополнил ряды главных любимцев Америки.

Автокатастрофа

О чем: у Джеймса Балларда и его супруги Кэтрин есть две страсти: автомобили и эротические приключения. Однажды Джеймс попадает в страшную автокатастрофу. В клинике он знакомится с Воэном — безумцем, который получает сексуальное удовольствие от автомобильных аварий и их последствий.

Почему смотрели: один из самых скандальных и неоднозначных фильмов того года. После премьеры на Каннском кинофестивале ему устроили громкую овацию и одновременно недовольно «букали». После выхода в прокат — одни критики назвали ленту самым пронзительным произведением о нашем мире, другие — вульгарной и пошлой историей, где нет ничего, кроме секса.

Сам фильм является экранизацией одноименного романа Джеймса Балларда, герой которого носит имя писателя. Режиссер Дэвид Кроненберг, будучи поклонником произведений того, в своей картине очень аккуратно следовал оригиналу, изменив только немного его концовку и сместив ряд акцентов. Так, в книге, которая изначально называлась «Апология постиндустриальной смерти», Баллард исследовал ДТП, попутно рассказывая о группе людей, одержимых таким видом высокотехнологической смерти. Кроненберг же нашел в этом свои излюбленные темы — трансформации тела или сознания, вопросы сексуальности и одержимости. «Автокатастрофа» стала очень неуютной и холодной историей о технологиях, фобиях и скрытых фантазиях, которые есть у многих из нас. Одним из тех фильмов, которые ты либо сразу же начинаешь ненавидеть, либо бесповоротно влюбляешься в них.

Еще пять важных фильмов 1996 года:

Обладатель «Оскара»: «Английский пациент», реж. Энтони Мингелла

Победитель Каннского кинофестиваля: «Тайны и ложь», реж. Майк Ли

Победитель Берлинского кинофестиваля: «Разум и чувства», реж. Энг Ли

Главный арт-фильм: «Рассекая волны», реж. Ларс фон Триер

Самый киноманский фильм года: «Крик», реж. Уэс Крэйвен