В прошлые выходные завершился 72-й Венецианский кинофестиваль. Гран-при жюри досталось анимационной ленте «Аномализа» режиссера Чарли Кауфмана. Для Кауфмана это всего третий режиссерский опыт, а в Голливуде он известен как один из самых одаренных сценаристов современности. Впервые мир узнал о нем после фильма «Быть Джоном Малковичем». Картина вышла в свет в 1999 году. И это отличный повод вспомнить, чем еще запомнился тот год в истории кино.

Матрица

О чем: история о мире, где все, что нас окружает оказывается Матрицей, а люди — всего лишь источниками питания для искусственного интеллекта, поработившего мир. Изменить всё способен только один человек — хакер Нео.

Почему смотрели: огромный культ и новое осмысление реальности — «Матрица» стала едва ли не первым философским блокбастером в новейшей истории кино, который не просто развлекал, а буквально создавал целую альтернативную историю и особый взгляд на новую цифровую эпоху.

С одной стороны, картину Вачовски легко принимали зрители в кинотеатре, из-за ее зрелищности и визуальной составляющей. С другой, ее во всю обсуждали ведущие философы вроде Славоя Жижека, рассуждая о связи реальных и вымышленных миров, симулякрах и прочих заумных вещах. При этом в самом фильме хватало библейских отсылок, где Нео был не кем иным, как воплощением Христа, а Морфеус — Иоанна Крестителя. А также многочисленных заигрываний с популярной культурой и даже детскими сказками. Плюс к этому Вачовски переосмысливали модные элементы азиатских боевиков, в особенности фильмов Джона Ву, с их хореографий драк и любовью к эффектному замедлению действия. Однако Вачовски довели все эти находки до абсолюта, буквально введя новую моду на bullet time — движение камеры вокруг замерших объектов — и вернув уходящую моду на киберпанк.

Со временем появится целая волна подражаний «Матрице» («Эквилибриум», «Меняющие реальность») и два сиквела, которые, правда, уже будут лишены философской и визуальной насыщенности оригинала.

С широко закрытыми глазами

О чем: супруги Билл и Элис Харфорд живут в полном достатке в фешенебельном районе Нью-Йорка, но за фасадом идеальной жизни скрываются внутренняя неудовлетворенность и желание получить некий запретный опыт.

Почему смотрели: последний фильм великого Стэнли Кубрика, увидевший свет спустя несколько недель после смерти режиссера. Кубрик всегда славился своими холодными историями о человеческих страхах и пороках, и «С широко закрытыми глазами» — это его настоящий фильм-завещание.

Сама лента снята по повести Артура Шницлера «Новелла о снах», но Кубрик перенес все действие из Вены 20-х годов в Нью-Йорк 90-х, добавил новых действующих лиц и сделал куда больший акцент на сексуальной составляющей. Следуя теориям Фрейда, режиссер говорил о сексуальном подавлении и фантазиях, а их боязнь буквально воспроизводил через странные перипетии жизни героев.

Второй же удачей режиссера был выбор актеров — Тома Круза и Николь Кидман. В тот момент они были женаты, и их брак так же трещал по швам, как и у их персонажей. В результате чего зрители смотрели словно два фильма: один, задуманный Кубриком изначально, другой — о Крузе и Кидман, проецирующих на героев собственные проблемы и отношения. Спустя некоторое время после завершения съемок актеры расстались. А Кубрик монтировал фильм в течение года, пытаясь добиться совершенства во всем. Причем, если на студии говорили, что он умер через четыре дня после завершения монтажа, то за ее пределами до сих считается, что режиссер так и не успел закончить работу над фильмом.

Красота по-американски

О чем: жизнь Лестера Бернэма буквально дала трещину. И не одну. Его не уважают на работе, семья разваливается, а сам он переживает самый настоящий кризис среднего возраста. Все меняется со знакомства с одноклассницей дочери.

Почему смотрели: эпиграфом к этому фильму вполне могла быть толстовская фраза о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. «Красота по-американски» — это ироничный и едкий взгляд на одноэтажную Америку. Рассказ о скелетах в шкафах, припрятанных у ее жителей, и маленький портрет с виду респектабельного общества.

Отец, фантазирующий о юной школьнице; мать, изменяющая ему с садовником; замкнутая в себе дочь, соседский парень, толкающий травку и снимающий на видеокамеру обычный пакет, развивающийся на ветру; и его папаша — бывший военный и рьяный гомофоб. В одном фильме режиссер Сэм Мендес умудрился создать целое множество памятных образов — одинаково несчастных героев, каждый из которых находит спасение в некой утопической вере. Именно последнее помогает им выживать в серости окружающего мира (или по другой версии — в мире полного изобилия), и именно она ведет их всех к большому трагическому финалу.

«Красота по-американски» стала главным фильмом 1999 года, получив на церемонии вручения «Оскаров» сразу пять статуэток, включая призы за лучший фильм, режиссуру, сценарий, операторскую и актерскую работу (Кевин Спейси).

Еще пять фильмов, которые смотрели в 1999 году:

Самый кассовый фильм: «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза», реж. Джордж Лукас

Победитель Каннского кинофестиваля: «Розетта», реж. Жан-Пьер и Люк Дарденн

Фильм-сериал: «Магнолия», реж. Пол Томас Андерсон

Лучшие арт-фильмы: «Пёс-призрак: Путь самурая», реж. Джим Джармуш / «Простая история», реж. Дэвид Линч

Лучший хоррор: «Шестое чувство», реж. М. Найт Шьямалан